Ключевые теги

Реклама

Реклама

Инновационное обучение на уроках физики: трудности и рекомендации

Инновационное обучение на уроках физики: трудности и рекомендацииСтатья опубликована в №25 (сентябрь) 2015 Разделы: Размещена 22.09.2015. Последняя правка: 22.09.2015. Пеннер Алена Владимировна, Южно-Уральский государственный университет, факультет компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники, студент 4 курса УДК 37.013.46 Преподавание физики в школе имеет сегодня значительные трудности, связанные не только с ограниченным бюджетом, но и с методами и формами обучения школьников. В советское время и в постсоветскую эпоху во многих школах безоговорочно господствовал репродуктивный метод обучения. Самыми известными формами обучения были: 1. Организация учебных часов в форме лекций. Лекционный материал, во-первых, не всегда доступен для учащихся (по причинам сложности, большого объема, качества преподавания, отсутствия иллюстраций и т. д.) 2. Организация коллоквиумов.

Школьники, как правило, решают определенный набор задач, связанных с обозначенной темой. Недостатками этой формы работы на практике являются низкая активность большинства учащихся, не способных в определенный период времени решить нужный объем заданий; низкий уровень подготовки к единому государственного экзамену, сосредоточенность в течение длительного времени на какой-либо одной теме, без учета знаний иного материала. 3. Проведение лабораторных работ. Эта форма на уроках физики доказала свою безусловную прогрессивность. Однако, де-факто лабораторные работы проводятся крайне редко. На то есть причины: во-первых, нехватка бюджета для оборудования рабочих мест, во-вторых, насыщенность учебного плана не позволяет обстоятельно рассматривать содержание той или иной работы, в-третьих, очень часто уровень контроля над выполнением лабораторных заданий низок. 4. Проверка домашнего задания. Как правило, домашнее задание сводилось к заучиванию и пересказу материала параграфа.

Не столь принципиально то, свободно ли ученик владеет информацией. Важно соответствие материала, излагаемого учеником, материалу структурного элемента учебника. По-видимому, отрицание или нещадная критика обозначенных выше форм преподавания не являются перспективными. Тем не менее, представляется возможным скорректировать общую картину. Преподавание физики, как и других предметов, вполне может осуществляться с учетом парадигмы инновационного обучения, о котором сегодня многое говорят и пишут. В современной школе применяются различные прогрессивные методики образования и воспитания подрастающего поколения. Учителя разнообразных профилей используют инновационные методы, разрабатывают учебно-методические комплексы и добиваются замечательных результатов.

В начале XXI века в российской педагогике, как и ранее на Западе, всерьез стали говорить об инновационном обучении. Инновационное обучение небезосновательно противопоставляется традиционным способам и формам взаимодействия с учениками, доминировавшим в прошлом. Инновационным обучением именуют применение методов, которые способствуют продуктивной творческой деятельности педагога и ученика. Об инновационном обучении говорили еще в 70-х годах. Разговор о нем был начат благодаря сообщению Римскому клубу – известной организации, занимающейся прогностикой, экономикой, решающей политические и иные вопросы.

Инновационное обучение связано не только с воспитанием человека познающего, но так же и с воспитанием человека действующего, деятельного. В числе функций инновационного обучения нужно обратить большое внимание на четыре – информационную, мобилизационную, развивающую и ориентационную. Они принципиально важны для последующих рекомендаций и размышлений. Существо информационной функции заключается, во-первых, в передаче знаний, умений и навыков от одного субъекта образовательной деятельности другому, во-вторых, в усвоении и восприятии преподаваемого программного материала, в-третьих, в оперировании полученными знаниями, умениями и навыками in praxi. Мобилизационная функция заключается в стимулировании учебной и познавательной деятельности учащихся, во всестороннем одобрении их самостоятельной, творческой работы. О развивающей функции инновационного (и не только инновационного) обучения написано довольно много. В общем, данная функция предусматривает учет способностей того или иного ученика с последующим ранжированием заданий, направленных на превращение задатков в способности.

Наконец, ориентационная функция заключается в формировании у ученика мотивации к самостоятельной деятельности, к решению сложных задач, к углублению знаний и т. д. [5, с. 102-104]. Все, сформулированное Е. А. Сорокоумовой, абсолютно справедливо. Инновационное обучение фактически не может воплотиться без учета всех обозначенных функций. Нередко вместо понятия инновационного обучения используют иные, непосредственно связанные с этим понятием. Например, отечественный исследователь П. А. Петряков оперировал понятием «проектно-созидательная модель обучения».

Эта модель признавалась исследователем реальной альтернативой репродуктивным методикам обучения [3, с. 66]. Различные педагоги-профессионалы, специалисты по физике и иным предметам работают в сфере инновационного обучения, воплощая разнообразные проекты. Эти педагоги стимулируют школьников к креативной деятельности, тем самым закладывая фундамент для формирования личности, социализации школьника. В частности, методикой преподавании физики занимается В. Н. Князев [2], Ф. А. Бляхман, В. А. Телешев [1] и другие ученые.  Для нас принципиально важна человекоразмерность современной системы образования. Известно, что государственные структуры декларируют гуманистический подход к каждому ребенку, субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика, равноправие агентов образовательной системы. Перемены, происходящие в современном обществе, очевидны. Но готов ли обычный человек, а тем более ребенок, к стремительным переменам? Как адаптировать ребенка к стремительно меняющимся условиям жизни?

Совершенно ясно, что эти вопросы прочно связаны с деятельностью образовательных структур и прежде всего с работой школы. Школа вынуждена отвечать на запросы развивающегося информационного общества, требования глобализации, интеграции государств в конфедеративные объединения. Деятельность образовательного учреждения в качестве участника вертикальных и горизонтальных отношений не сводима к обработке, хранению и использованию информации, поступающей из внешних источников. Деятельность школы заключается в адекватной и быстрой реакции на те или иные реформы, в способности меняться, в способности воздействовать на внутренний мир школьников. Последнее из обозначенного является наиболее сложным и перспективным предприятием. Положение дел, сложившееся в преподавании физики, можно изменить, регулярно применяя совокупность педагогических способов и мер взаимодействия с внутренним миром ученика. Реализация комплекса педагогических мер возможна лишь с учетом разносторонней поддержки со стороны администрации учебного заведения. Инициатива снизу (педагогов учеников, заведующих учебной частью, директоров школ) должна коррелировать с небольшим бюджетом общеобразовательных учреждений.

В данной статье предлагаются следующие меры и формы работы с учениками, которые могут уточняться на местах, в зависимости от предпочтений педагогов и учащихся, возможностей бюджета и политики директора: 1. Проведение элективных и факультативных учебных занятий, прочно и непосредственно связанных с теорией решения изобретательских задач. Знакомство с основами теории решения изобретательских задач поможет ребенку развить мышление, позволит педагогу стимулировать интерес к преподаваемому предмету. Важно помнить, что от педагогического таланта зависит преподавание теории решения изобретательских задач в доступной для ученика форме, что, в свою очередь, позволит ученику самостоятельно сформулировать и решать проблему. Теория решения изобретательских задач, в пику сложившимся представлениям, не должна монополизироваться математиками. К тому же, немаловажны межпредметные связи, вполне сообразующиеся с известной тенденцией в современной науке. Эта тенденция заключается в увеличении числа междисциплинарных исследований.

В значительной степени образовательная система начинает отходить от узкопрофильной ориентации, противостоит профессионализации, имеющей негативные последствия. О недостатках профессионализации и узкой специализации подробно писал в онтоантропологическом аспекте челябинский философ В. А. Рыбин [4, с. 42-52]. 2. Сотрудничество учителей физики и администраций школ с вузовскими специалистами в данной области знаний, работниками краеведческих музеев, лабораторий, научных сообществ. В рамках этого сотрудничества возможны расширения контактов в Сети. Например, инициативные педагоги и учащиеся могут создать группы в социальных сетях с целью обмена опытом с иными педагогами и учениками. Такое сотрудничество может выражаться в систематических командировках педагогов на конференции, дебаты, конгрессы, проводимые различными ассоциациями и университетами, а кроме того в подготовке с учениками совместных научных работ (докладов, рефератов, статей, тезисов коллективных монографий). Подготовка научных работ предусматривает не только последующее выступление учащегося на конференции, но и публикацию материалов. 3. Систематическое взаимодействие с теми или иными специалистами по физике, включая популяризаторов науки, преподавателей институтов, академий и университетов. Организация формальных и неформальных встреч учеников с теми или иными заслуженными и состоявшимися учеными помогла бы учебному заведению выйти на другой уровень развития. Причем выход на иной уровень развития может осуществиться без большого ущерба для средств бюджета.

Ученикам полезно и необходимо знать имена людей, занятых в области физики и интересующихся не только существующими разработками, но и разрушающими парадигму нормальной науки гипотезами и концепциями. 4. Организация конференций учащихся школы, учеников различных учебных заведений. Конференции могут быть связаны с исследованиями в области теоретической и практической физики, с современными гипотезами и концепциями. Организация конференций является, конечно, сложным делом.

Но, как показывает практика, различные учителя успешно справляются с этой миссией. Немаловажно памятовать о том, что по итогам конференции должен быть достигнут определенный результат – сборник докладов, статей, тезисов, видеозаписей выступлений и т. д. Размещая результаты конференции в Интернет, педагоги и школьники смогли бы привлечь внимание других учебных заведений, включая технические университеты. Необходимо не только создать школьный сайт, но и размещать в Интернет-пространстве результаты работы. Среди них должны быть видеоролики фрагментов выступлений учителей и учеников. Современные порталы (например, YouTube) позволяют свободно и быстро размещать те или иные видеоматериалы. Действуют периодические научно-популярные и научные издания, позволяющие размещать продукты деятельности авторов в сети Интернет. 5. Экскурсии на выставки, посвященные новым технологиям. Знакомство с новыми технологиями способствует расширению знаний учащихся в прикладной физике. Кроме того, экскурсии оказывают хорошее «терапевтическое» воздействие.

Они формируют интерес ученика, позволяя школьнику адаптироваться в условиях увеличивающихся объемов информации. Обозначенные пункты имеют рекомендательный характер. В условиях российского образования, к сожалению, медленно отзывающегося на общественные метаморфозы, другого и нельзя представить. Поэтому обозначенные предложения были сделаны с учетом ограниченности материальных ресурсов школы. Так или иначе, все предложенное выше содействует воспитания гармонично развитой личности, личности, не боящейся будущего, принимающей и, более того, делающей будущее.

Если мы позаботимся о психическом здоровье ребенка, мы сможем воспитать креативную личность. Мечты о психическом здоровье ребенка можно воплотить в условиях становящегося информационного общества только посредством готовности школы к реализации всех или некоторых из обозначенных выше предложений. От степени готовности школы меняться с учетом требований социального целого зависит будущее каждого ребенка. 1. Бляхман Ф. А., Телешев В. А. Преподавание физики в медицинском вузе: системный подход // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 152-155. 2. Князев, В. Н. Философия физики: главные смыслы и опыт преподавания // Эпистемология и философия науки.

2006. Т. 10. № 4. С. 83-104. 3. Петряков П. А. Проектно-созидательная модель обучения как инновационное качество образования // Человек и образование. 2006. №6. С. 64-67. 4. Рыбин В. А. Онтоантропологический смысл новейшей реформы университета // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №15 (269). С. 42-52. 5. Сорокоумова Е. А. Функции учителя в инновационном обучении // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. №4. С. 102-110. Рецензии: 22.09.2015, 9:31 Рецензия : Статья авторов имеет ясную цель, актуальна, интересна широкому кругу заинтересованных лиц. Рекомендуется к печати.

22.09.2015, 13:46 Рецензия : В статье акцентировано внимание на традиционных и инновационных формах обучения. С целью соблюдения структуры научной публикации, рекомендуется дополнить текст ссылками на исследователей в области дидактики и методики физики. Статья рекомендуется к печати. 22.09.2015, 21:51 Рецензия : Актуальна профессиональная подготовка учителей физики. Тема затронутая автором может быть рассмотрена широким кругом ученых. Рекомендую статью к печати. Комментарии пользователей:

Просмотров: 1371