Ключевые теги

Реклама

Реклама

Оптимизация увеличения доходов и сокращения расходов местных бюджетов Республики Беларусь на примере г. Пинска

Оптимизация увеличения доходов и сокращения расходов местных бюджетов Республики Беларусь на примере г. ПинскаРазделы: Размещена 28.04.2015. Последняя правка: 27.04.2015. Оптимизация увеличения доходов и сокращения расходов местных бюджетов Республики Беларусь на примере г. Пинска Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель кафедры финансов Полесского государственного университета УДК 336.145 Во всех странах  существуют местные бюджеты, в задачи которых входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей регионов. Актуальность данной темы заключается в том, что во многих государствах наблюдается тенденция перехода экономических и социальных процессов от центральных уровней государственной власти к местным органам. Это привело к тому, что  роль местных бюджетов увеличивается, а сфера их использования расширяется. Финансовой основой местных органов власти являются их бюджеты. Права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты в интересах населения. Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов финансируется  развитие отраслей производственной сферы, объем продукции и услуги которых являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения [1]. Большую роль местные бюджеты играют в выполнении общегосударственных экономических и социальных задач – главным образом  в распределении средств государственного бюджета на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. Местные органы власти Республики Беларусь самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение [2]. Рассмотрим состав и структуру бюджетов местных органов власти на примере города Пинска за 2012-2014 гг. Доходы каждого местного бюджета формируются за счет налогов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Проведем анализ доходов бюджета города Пинска за 2012-2014 гг. Примечание: Источник - собственная разроботка на основе [3]. По результатам таблицы 1 общие доходы города Пинска с каждым годом увеличиваются, если в 2012 г. они составляли 709,73 млрд. руб., то в 2013г.

-882,65 млрд. руб., что на 24,4% больше, а в 2014г. уже 1207,31 млрд. руб., что  больше на 70,1% по сравнению с 2012г.

Основным источником формирования налоговых доходов являются налоги на доходы и прибыль в 2012-2013 гг. , а в 2014 г. – налоги  на товары. К основным источникам, за счет которых формируются неналоговые доходы бюджета города Пинска, относятся доходы от осуществления приносящей доходы деятельности. Данные доходы в 2014 г. составили 70,7% всех неналоговых поступлений и по сравнению с 2012 г. увеличились на 48,21 млрд. руб. или на 161,0%. Результаты таблицы 1 показывают, что наибольшими темпами увеличение дохода города происходит за счет увеличения неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, они увеличились соответственно в 2013г.

на 45,9% и 22,5 % и в 2014г. на 143,1% и 86,5% по сравнению с 2012г. В тоже время в абсолютных величинах наибольшие доходы город получает от налоговых доходов и безвозмездных поступлений: налоговых поступлений в 2012г. -321,76 млрд. руб., в 2013г.

-399,23 млрд. руб., в 2014г. -464,31 млрд. руб.; безвозмездных поступлений в 2012г.

-353,81 млрд. руб., в 2013г. -433,59 млрд. руб., в 2014г. уже 659,94 млрд. руб. По данным таблицы 1  можно сделать вывод, что доходы бюджета города Пинска формируются в основном за счет безвозмездных поступлений и в 2014 г. они составили 54,7% от общего объема доходов. На втором месте стоят налоговые доходы, и можно заметить, что за период 2012-2014 гг. они постепенно снижаются. В формировании бюджета неналоговые доходы участвуют  незначительно, однако их доля постепенно растет с 4,8% в 2012 г. до 6,9% в 2014 г. Расходы бюджета являются главным элементом, обеспечивающим нормальное функционирование региона и страны в целом.

Рассмотрим состав и структуру расходов города Пинска в соответствии с функциональной классификацией расходов (таблица 2). Примечание: Источник - собственная разроботка на основе [3]. Изучив данные таблицы 2 можно сделать вывод, что расходы из местного бюджета с каждым годом увеличиваются: если в 2012 г. они составляли 691,09 млрд. руб., то в 2014 г. уже 1191,74 млрд. руб., что на 500,65 млрд. руб. ил на 72,4% больше по сравнению с 2012 г. Из результатов таблицы 2 следует, что основная часть расходов бюджета города Пинска приходится на здравоохранение, в 2014 г. их доля составила 37,2% от общего объема расходов бюджета. Если проследить динамику изменения удельного веса расходов на здравоохранение, то можно увидеть, что они постепенно сокращаются. Основными расходами в области здравоохранения являются расходы на медицинскую помощь населению (96,3%  в 2014 г. от общих расходов на здравоохранение), наименьшую долю занимают расходы на другие вопросы в области здравоохранения (3,7% в 2014 г.). Второе место по удельному весу в общем объеме  расходов бюджета города занимают расходы на образование и составляли 26,6% в 2014 г. Удельный вес расходов на образование также сокращается с каждым годом. Основные расходы в области образования приходятся на общее среднее образование, в 2014 г. они составляли 156,34 млрд. руб. или 49,3% от расходов на образование. Затем идет дошкольное образование 127,70 млрд.

руб. или 40,2% в 2014 г. Незначительную роль играют расходы на дополнительное образование детей и молодежи 8,1% и другие вопросы в области образование 2,4% в 2014 г. Также значительную долю расходов бюджета города Пинска имеют расходы на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, и их доля постепенно увеличивается в общем объеме расходов. Таким образом,  в 2012 г. они составляли 15,6%, в 2013 г. – 17,6%, а в 2014 г. – 25,4%. Основную долю в расходах на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в 2014 г. занимали расходы на жилищно-коммунальное хозяйство 48,6% и расходы на благоустройство населенных пунктов 45,8%. Наименьшую долю имели расходы на жилищное строительство – 3,6% и другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг – 2%. Наименьшую долю в расходах бюджета города Пинска занимают такие расходы, как расходы на общегосударственную деятельность, национальную оборону, национальную экономику. Данные расходы в сумме  составляли примерно 3% в 2014 г. от общего объема расходов бюджета города. Таким образом, можно сделать вывод, что расходы бюджета города Пинска имеют социальную направленность и расходуются на здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное услуги и жилищное строительство. Если сравнить доходы и расходы по годам, то можно увидеть, что в 2012 г. был профицит бюджета (доходы превышают расходы) и составлял +18,64 млрд. руб., в 2013 г. наблюдался дефицит бюджета (расходы превышают доходы)  и составлял -2,98 млрд. руб., в 2014 г. профицит бюджета города Пинска +15,57 млрд. руб. С точки зрения автора  бюджет является основным источником, обеспечивающим нормальное функционирование региона и страны в целом.

Для местных бюджетов Республики Беларусь свойственно преобладание налоговых доходов и безвозмездных поступлений, а в расходной части основным направлением использования бюджетных средств является социальная сфера, и в первую очередь это такие направления как здравоохранение и образование. Важной задачей для местных бюджетов является решение проблем, связанных  с нерациональным использованием ресурсов, поэтому следует сократить расходную часть бюджета за счёт отдельных непроизводительных расходов и отказаться от финансирования наименее важных программ. Также необходима оптимизация структуры доходов, имеется в виду соотношение налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений в бюджет. Можно предложить использовать комплексный подход в решении данных вопросов: совершенствование местных бюджетов в соответствии с международными правилами, использование  накопленного отечественного опыта.  Также для того, чтобы повысить заинтересованность местных органов власти в увеличении собственных доходов можно предложить предоставление помощи из вышестоящих бюджетов на кредитной основе, то есть обязательно условие возвращение средств. Кредитный метод финансовой помощи будет благоприятно влиять на рациональное использование средств, а также на максимальное получение собственных доходов.  1. Афанасьев М. П. Основы бюджетной системы: Учеб. пособ.

- М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 243 с. 2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З 3. О бюджете города Пинска на 2012-2014 г. г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: БизнесИнфо - Дата доступа: 09.04.2015 Комментарии пользователей:

Просмотров: 146