Ключевые теги

Реклама

Реклама

Образование для эко-социо-экономического устойчивого прогресса

Образование для эко-социо-экономического устойчивого прогрессаСтатья опубликована в №7 (март) 2014 Разделы: , Размещена 31.03.2014. Последняя правка: 14.12.2014. кандидат исторических наук, доцент МИТХТ им. М. В. Ломоносова Степнова Светлана Игоревна, кандидат экономических наук УДК 37.01 В конце XX в. наш соотечественник, выдающийся ученый, Б. В. Раушенбах с горечью отмечал: «Далеко не уверен, что человечество сохранится еще сто лет» [17]. В настоящее время перед мировым сообществом стоит ряд проблем, от результатов решения которых зависит не только качество его жизни, но и сам факт его существования. Важнейшая роль в решении данных проблем принадлежит образованию. Основываясь на нормативной базе, научных и публицистических трудах, отчетности предприятий, а также используя методы анализа, синтеза, абстрагирования, исторический, наблюдения, классификации, сравнения, оценим вклад образования в гармонизацию отношений между экологической, социальной и экономической сферами и предложим рекомендации по его увеличению. Основными актуальными мировыми проблемами в настоящее время являются: увеличение на планете числа и площади территорий, не являющихся жизнепригодными, превращение биосферы в техносферу и социосферу со всеми локальными и, в силу единства мира, глобальными негативными последствиями, активное загрязнение гео-, гидро-, атмо - и биосферы, потеря биологического разнообразия, более частые и более разрушительные стихийные бедствия, отрыв все большего числа людей от жизни в гармонии с природой, рост числа экогенных заболеваний, снижение уровня осмысленности жизни, разрушение института семьи, рост социальной, психологической напряженности, трудности с реализацией базовых прав человека («на жизнь, свободу и личную неприкосновенность»; равенство перед законом; «социальный и международный порядок» и др.), кризисные экономические явления [1, 2, 7, с. 3, 10]. Очевидно, что именно «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.., должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами.., содействовать деятельности …

по поддержанию мира» [2]. Принимая во внимание вышеобозначенное, можно заключить, что потенциал образования как фактора гармонизации в системе «человек - общество - мир» реализовывался и реализуется не в полной мере. Необходимо совершенствование образовательной деятельности в направлении увеличения ее вклада в эко-социо-экономическое прогрессивное, гармонизирующее, устойчивое развитие. Отметим, что в принятом в 2012 г. федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в соответствующей сфере провозглашаются, в том числе: гуманистический характер образования, приоритет жизни, здоровья, прав и свобод человека, «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования», обеспечение права на образование в течение всей жизни [14]. Рассмотрим приоритетные, на наш взгляд, направления работы по совершенствованию образовательной деятельности. В первую очередь, отметим необходимость повышения качества и объема гуманитарного просвещения. Уместно привести слова нашего выдающегося соотечественника, исследователя русской культуры, академика Д. С. Лихачева: «Главное, формирующее человека, его нравственный мир и … отношение к окружающему, - дается гуманитарными науками, гуманитарной культурой в целом, искусством» [13, с. 168]. Он также отмечал, что: гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношенй с природой, гармония взаимоотношений людей планеты - путь решения глобальных проблем; следование путем добра для человека и общества - самый приемлемый, единственный способ обретения этой гармонии; согласие между людьми, народами – самое драгоценное и самое необходимое для человечества [12, 13]. Понимание этих простых истин, к сожалению, не всегда дает современное образование. В области гуманитарного образования особую роль играют историческое и философское образование. Представляется, что приоритетной целью гуманитарного, в частности, философского, образования должно быть формирование духовной культуры, правосознания, что подразумевает постановку перед обучающимися важнейших вопросов в сфере человеческого бытия и помощь в поиске ответов на них (в эту область входят добро и зло, видимость и сущность, свобода и вседозволенность, правда и ложь, цель и средства ее достижения, активность и пассивность, человек и общество, познание и самопознание, разум, любовь, совесть, нравственность, сочувствие, достоинство, благородство, истина, ответственность и др.) [8, с. 290]. Важнейшим результатом изучения истории, на наш взгляд, должно являться формирование представлений об эволюции всего общества в целом, со всеми его институтами, в его основных противоречиях; формирование гражданственности и патриотизма, исторического сознания, обеспечивающего преемственность поколений, сохранение и развитие культуры.

Как отмечал русский историк В. О. Ключевский, «без знания истории, мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться» [11, с. 15]. В современных условиях представляется необходимым активизировать работу по формированию системного, критического и позитивного мышления, его культуры. Важно также больше внимания уделять методам индивидуального и группового развития, обеспечения комфортного психологического климата в коллективах, а также эффективного использования информационных технологий, телекоммуникаций. В сфере экологического образования представляется необходимым больше внимания уделять передаче накопленных знаний и генерации новых по следующим направлениям: экологическая культура, здоровый образ жизни; технологии реабилитации окружающей среды, создание веществ, уничтожающих искусственно синтезируемые химические вещества; обеспечение восполняемыми источниками сырья, альтернативными источниками энергии (гелио-, ветро-, био-, геоэнергетика); разработка замкнутых хозяйственных циклов при добыче и переработке сырья; осуществление малоотходных и безотходных технологических процессов; производство экологически безопасных материалов (например, биоразлагаемых полимеров, композитов на их основе); экологически ориентированная межотраслевая кооперация; общественный контроль за соблюдением требований экологической безопасности на производственных объектах; экологический мониторинг. В области экономического образования отметим важность знакомства обучающихся со следующими методами: системного, ситуационного анализа, STEEPLE-анализа (анализ политических, правовых, природных, экономических, социально-демографических, этнических, технологических факторов работы организации), SWOT-анализа (анализ сильных и слабых сторон объекта исследования, возможностей и угроз во внешней среде), функционально-стоимостного анализа, сравнения (бенчмаркинга), анализа организационных патологий, «разрывов», методами математического, имитационного моделирования, прогнозирования (методы экспертных оценок, экстраполяционные, нормативные и др.), планирования (балансовые, экспериментальные, нормативные, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и др.), методами снижения материало-, энерго-, трудо- и капиталоемкости производств, методами рефункионализации и реструктуризации, процессного консультирования, фасилитации (например, развивающая, динамическая фасилитации, «Выход за рамки», «Саммит позитивных перемен», «Стратегические изменения в реальном времени», «Конференция «Поиск»), методами наставничества, управления качеством, рисками, знаниями. Представляется необходимым знакомить обучающихся с такими инструментами, как оценка кадров «360 градусов», методы Дельфи, конференции идей, мозгового штурма, деловой игры, построения деревьев целей / решений / работ и др. Представляется весьма актуальным в современных условиях обеспечивать передачу обучающимся знаний о наиболее эффективных, в т. ч. передовых, методах организационного развития предприятий, а также о подходах к управлению их организационным развитием (системным, процессным, проектным, эколого-экономическим, целевым, структурным, динамическим, историческим, поведенческим, интеграционным, ситуационным и др.). Особо важно, на наш взгляд, предоставлять возможность обучающимся работать над решением реальных задач предприятий-партнеров образовательных организаций; участвовать в реализации внутренних и внешних социальных проектов. Итак, рассмотрены направления совершенствования образования, соотносящиеся с тремя важнейшими и взаимосвязанными сферами: экологической, социальной и экономической.

Отметим теперь некоторые инструменты максимизации результатов образовательной деятельности. Успешному овладению знаниями и навыками в областях регламентированного и творческого труда, на наш взгляд, будет способствовать использование: - активных и интерактивных методов обучения (лекции: визуализация, пресс-конференция, диалог, с ошибками, вдвоем, проблемная и др.; семинары: дискуссия, конференция, исследование, учебно-ролевая игра, взаимообучение, деловая игра, разбор ситуаций, тренинг и др.); - полного системного классификатора методов образования В. В. Гузеева и А. А. Остапенко (имеются в виду комбинации базовых (репродуктивный, программированный, эвристический, проблемный) и игровых, контекстных и модельных методов; классификационный признак - открытость / закрытость элементов образовательного процесса (начальные условия, предполагаемые результаты, промежуточные задачи, пути их решения));   - различных инструментов оценивания (личностные, профессиональные, ситуационные тесты, тесты способностей, учебных достижений, стандартные, структурированные, неструктурированные, поведенческие интервью, кейс-методики, центры оценивания, различные портфолио и др.) [5, 6]. В обществах, основанных на знаниях, обучение на протяжении всей жизни - необходимость. Ценности гармонии, устойчивого развития, наиболее полной самореализации, здорового образа жизни сотрудников находят в настоящее время отражение в миссии и ценностях предприятий, в повседневной работе по развитию персонала подразделений. Выделим на основе анализа ряда нормативных и отчетных материалов приоритетные направления в сфере «образование взрослых» , способствующие гармонизации отношений во взаимосвязанных экологической, социальной и экономической сферах: - реализация программ развития талантов (цель - максимальное развитие способностей технических экспертов, экспертов в развитии отношений с клиентами, лидеров бизнес-подразделений, лидеров обмена знаниями); - информирование о возможностях развития и стимулировании на предприятии, в т. ч. знакомство с системами «грейдов», с механизмами обратной связи, инструментами управления эффективностью деятельности (сбалансированная система показателей (ССП) Р. Каплана и Д. Нортона, трехзвенная модель ССП А. Федосеева и И. Котельникова, «Панель управления», универсальная система показателей Р. Хьюберта, призма эффективности, модели Л. Мейсела, Европейского фонда управления качеством, «Заинтересованная сторона», ключевые показатели эффективности, бюджетирование и др.); - привлечение персонала к работе в межфункциональных проектных командах, к участию в специальных развивающих бизнес-проектах; - повышение информированности и мобилизация усилий в области охраны здоровья, окружающей среды, знакомство с практиками в сфере бережливого производства, социальной ответственности предпринимательства; - совершенствование взаимодействия, в т. ч. кластерного, с заинтересованными сторонами; - знакомство с методами развития организационной культуры, командообразования, медиации, повышения уровня эмоционального интеллекта; - формирование компетенций, позволяющих воспользоваться технологиями дистанционного образования; - гармонизация взаимоотношений в коллективах через процедуру самовыдвижения в резерв, реализацию идей «двух скоростей» развития, «внедолжностной карьеры» [3, 4, 9, 15, 16, 18, 19]. Таким образом, - в настоящее время необходимо активное совершенствование образовательной деятельности в направлении увеличения ее вклада в гармонизацию эко-социо-экономической системы, в том числе с учетом направлений и методов, приведенных в данной статье; - гармонизация предполагает согласование целей развития, выработку критериев и оптимальных путей их достижения в экологической, социальной и экономической сферах; - гармоничное эко-социо-экономическое развитие требует более активного привлечения к процессу выработки и реализации решений всех заинтересованных в этом сторон: представителей центральных, региональных и местных органов государственного управления, представителей предпринимательства, инвестиционно-финансового, научного и образовательного сообщества, общественных организаций; особо важным представляется расширение интеграции, укрепление связей в системе «образование - наука - производство». 1. Вернадский В. И. Письмо к Н. Н. Лузину 14.07.1940 // Архив АН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 92. Л. 6. 2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml (дата обращения: 24.03.2014).

3. Гамбургская декларация об обучении взрослых [Электронный ресурс] // ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/hamburg_decl. pdf (дата обращения: 27.03.2014). 4. Годовой отчет 2012 ОАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс] // Проект «Эксперт РА»: [сайт]: [2013]. URL: http://www. annual-report. ru/conference/materials2013/report/sberbank_go2012.

pdf (дата обращения: 30.03.2014). 5. Гузеев В. В., Остапенко А. А. Полный системный классификатор методов образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4. URL: http://www. gouzeev. ru (дата обращения: 10.12.2013). 6. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. 2012.

№ 2. С. 1-18. 7. Жуков В. И. Мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов // Социологические исследования. 2010. № 2 (310). С. 3-10. 8. Ильин И. А. Путь духовного обновления М.: АСТ, 2003. 365 с. 9. Интерактивный годовой отчет 2012 ОАО «РусГидро» [Электронный ресурс].

URL: http://ar2012.rushydro. ru/#/ru (дата обращения: 30.03.2014). 10. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [Электронный ресурс] // ООН: [сайт]. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/decl_wssd. pdf (дата обращения: 26.03.2014). 11. Ключевский В. О. Афоризмы и мысли об истории. М.: Эксмо, 2007. 479 с. 12. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ModernLib.

ru: [сайт]. URL: http://modernlib. ru/books/lihachev_dmitriy/pisma_o_dobrom_i_prekrasnom (дата обращения: 29.03.2014). 13. Лихачев Д. С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. 256 с. 14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер.

Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. федерации 26 декабря 2012 г. // Рос. газ. - 2012. - 31 декабря. 15. Печковская Л. Лидерство как талант [Электронный ресурс] // HRM [сайт]. [2009].

URL: http://www. hrm. ru/liderstvo-kak-talant (дата обращения: 10.09.2012). 16. Преподаватели и инструкторы для будущего: профессионально-техническое обучение и подготовка в меняющемся мире. М.: издательство МОТ, 2011. 78 с. 17. Раушенбах Б. В. Праздные мысли [Электронный ресурс] // Журнальный зал в РЖ, «Русский журнал»: [сайт]. [2014].

URL: http://magazines. russ. ru/novyi_mi/2001/5/raushen. html (дата обращения: 24.03.2014). 18. Социально-экологический отчет 2012 ОАО АК «АЛРОСА» [Электронный ресурс] // ОАО АК «АЛРОСА» [сайт]. URL: http:// http://www. alrosa. ru/wp-content/uploads/2013/09/al_a4_full_17_PRINT.

pdf (дата обращения: 30.03.2014). 19. Социальный отчет за 2011 год ОАО «Сибур Холдинг» [Электронный ресурс] // ОАО «Сибур Холдинг» [сайт]. URL: http://www. sibur. ru/upload/content_files/SR_SIBUR_2011.pdf (дата обращения: 30.03.2014). Рецензии: 31.03.2014, 11:21 Рецензия :  Анализа нормативной базы я не увидела, годовых и социальных отчетов предприятий - таковых даже в списке литературы нет, соответственно методы наблюдения - не знаю, где вы использовали, поэтому откорректируйте свое начало 31.03.2014, 15:17 Рецензия : Статья посвящена важной проблеме, однако нуждается в доработке. Следует сформулировать цель написания этой статьи. Тогда станет ясно, какие цитаты оставлять, а какие убирать.

Цитирование в статье избыточное, сквозь него не разглядеть авторские идеи. В статье не видно, чего же добивается автор. Приводимые тезисы выглядят настолько естественными, что и доказывать их не нужно, тем более не нужно подкреплять длинными и никак не прокомментированными цитатами. Некоторые из цитат заслуживают как раз критического осмысления. Словом, нужно сформулировать цель, задачи, основные идеи статьи, и тогда станет ясно, для чего она написана и какие позиции отстаивает автор 31.03.2014, 15:36 Рецензия : Образование релация общественного развития...

Она еманация человеческого стремления к хуманизациий жизни, собственного социума, деятельности, отношений...Тематика не точно формулирована...она имеет очень большие контекстуальные границы интерпретации....Не выведены коректно основные понятия анализационного сравнения...Все поставлено на основе декларативного по своем характере описания...

3.04.2014, 5:08 Рецензия : Тема статьи актуальна. Автором предложены интересные направления осмысления данной тематики, проведена историографическая работа. Однако недостаточно собственных выводов. 3.04.2014, 20:59 Рецензия : Учитывая, что каждый автор имеет право отстаивать свою позицию, а также соблюдение основных квалификационных требований к оформлению статьи, она может быть рекомендована к публикации. 7.04.2014, 13:59 Рецензия : Рекомендовать к печати.

8.04.2014, 17:15 Рецензия : Рекомендовать к печати. 30.05.2014, 11:19 Рецензия : На наш взгляд - статья представляет одну из работ ОЧЕНЬ СПОРНОГО, с научной точки зрения, взгляда. Именно поэтому рекомендуется к публикации - после дополнения ее авторским предложением "как это сделать" (или акцентировать его в Заключении статьи) в условиях периода беспрецедентного (исторически, для России) финансового дефицита научной деятельности, во-первых, и уж точно не обоснованной научно традиции многочисленных научных изданий взимания платы за "труд" - в компенсацию расходов на издание, с авторов (собственно, уже выполненной деятельности по извлечению научного знания). Успехов! 20.09.2014, 10:24 Рецензия : Тема статьи актуальна. Использование предлагаемого подхода в процессе вузовской подготовки позволит задуматься над основными вопросами устойчивого развития, а также рассмотреть, где и когда изучаемые теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Комментарии пользователей:

Просмотров: 131