Ключевые теги

Реклама

Реклама

Проблемы интеграции религии в образование (на материалах Белгородской области)

Проблемы интеграции религии в образование (на материалах Белгородской области)Разделы: Размещена 08.09.2015. Лебедев Сергей Дмитриевич, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью, НИУ БелГУ УДК 31 Актуальность. В настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях введена дисциплина, призванная давать учащимся знания о религии (религиях). Также поднимается вопрос о том, чтобы распространить всеобщее преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на старшие классы. Однако ни один проект не учитывает в достаточной мере установки родителей и самих школьников в данной области. Такая ситуация складывается в связи с тем, что образовательный процесс понимается как авторитарный процесс передачи информации от педагога к школьнику и формирования установок, мнений, навыков, а также из убеждения о том, что данная дисциплина несет положительный результат независимо от того, как её преподают.

Образование является двусторонним процессом, который предполагает активную вовлеченность в него как преподавателя, так и обучающегося. Поэтому актуальным остается вопрос о систематическом включении в рефлексию образовательного процесса учёта текущего образовательного эффекта, который может иметь «нелинейный» характер. В особенности это относится к таким образовательным инновациям, как курсы о религии, в значительной своей части конфессионально ориентированные. Преподавание таких курсов зачастую имеет конфессионально насыщенную окраску, что вступает в противоречие с традиционно светскими контекстами школьного и повседневного знания. Как следствие, не всегда преподавание подобных курсов соответствует принципам светскости образования и поликонфессиональности образования.

Построение системы общего среднего образования является одной из наиболее значимых задач государства, так как от уровня образованности населения зависит внутренние развитие страны и ее статус на международной арене. В настоящее время у российских граждан четко сохраняется в сознании представление о высокой значимости религии в жизни человека и общества. Широко распространено убеждение о том, что религия положительно влияет на индивидуальную и общественную нравственность. Безусловно, это убеждение влияет и на реформы в образовательной среде. Деятельность органов исполнительной власти федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации сегодня направлена на внедрение комплексного учебного курса «Основ религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательные организации. Все это обусловливает актуальность темы взаимодействия института религии и образования. Объектом исследования являются учащиеся средних общеобразовательных школ Белгородской области, изучающие в школьной программе курсы о религии. Предметом исследования процесс интеграции религии в общее среднее образование на уровне сознания обучающихся. Целью исследования является выявление проблем интеграции религии в общее среднее образование типичного по этническим и конфессиональным характеристикам российского региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 3)  определить направления совершенствования интеграции религии в общее среднее образование в Белгородской области. Для получения достоверной картины проблем интеграции религии в общее среднее образование в Белгородской области было проведено авторское социологическое исследование «Проблемы интеграции религии в общее среднее образование» (авторы: проф. Кафедры социологии и организации работы с молодежью  Института Управления НИУ «БелГУ»  С. Д. Лебедев и студентка кафедры социологии и организации работы с молодежью Карманчикова Э. М.) с помощью двух методов получения социологической информации: анкетирование и фокусированное интервью. Основным методом сбора эмпирических данных стало анкетирование. Для проведения исследования методом опроса сформирована двухступенчатая районированная выборка. Анкетирование проводилось среди обучающихся школ Белгородской области.

Объем выборочной совокупности составил 601 человек. Доля сельского населения – 284 человека. Городского населения – 317 человек. Так же для более точной и достоверной информации при проведении исследования использовался метод фокус-групп. Сочетание количественной и качественной методологии анализа данных позволяет дать оценку основных тенденций формирования отношения учащихся к ведению предметов о религии в школьной программе, осуществить глубинный анализ факторов, это отношение формирующих. Результаты данного социологического исследования показывают следующее. По итогам социологического исследования «Проблемы интеграции религии в общее среднее образование» более половины (а именно 58%) обучающихся средних общеобразовательных школ Белгородской области основными «значимыми другими» («референтами») в вопросах религии указали семью и школу.

Наибольшее доверие в качестве авторитетов по религиозной тематике у белгородских школьников вызывает семья (72%); на втором месте священнослужители (35%) и третье место по уровню доверия занимают авторитетные для них знакомые (16%). Интересно, что в исследовании 2008 года первое место в плане доверия занимала школа (54%), второе – семья (43%), далее шел «церковный канал» (14%). Следует отметить, что за прошедшие годы уровень доверия к семье в области религии существенно вырос, а к учителю и учебнику значительно снизился. Уровень доверия к церковному каналу получения знаний о религии так же стал несколько выше. Так же при проективной оценке преподавания курсов о религии в общей средней школе подавляющее большинство опрошенных обучающихся школ Белгородской области (91%) отметили, что курс о религии необходим в светской школе. Для большинства (58%) обучающихся средних общеобразовательных школ Белгородской области при изучении курса о религии в школьной программе преобладает информационная функция: учащиеся школ больше узнали о религии и религиозной культуре. Помимо этого, соответствующие учебные курсы в заметной степени выполняют функции культурно-исторического воспитания и воспитания нравственно-этического сознания. Подавляющее большинство опрошенных учащихся школ Белгородской области (а именно 97%) отметили, что конфликтов, недочетов, недостатков при изучении курса о религии у них не было. В целом, можно говорить о том, что ситуация преподавания курсов о религии в школах Белгородской области выглядит достаточно благоприятной с точки зрения учёта конституционных прав и свобод обучающихся, их интересов и целей и задач образовательного процесса. При этом исследование выявило серьёзную проблему преподавания в средних общеобразовательных школах региона курсов о религии, которая заключается в существовании противоречия между высокой востребованностью такого курса обучающимися и низким (и существенно снизившимся за 7 лет) уровнем доверия школьников к учителю и учебнику как источникам знания о религии. Указанное противоречие, на наш взгляд, должно стать предметом особенного внимания региональных органов управления образованием и учёного сообщества.

1. Константиновский, Д. Л. Образование как важнейший ресурс для личности и общества [Текст] / Д. Л. Константиновский // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2008. – № 11. – С. 33-34. 2. Карасева, С. Г. Предпосылки и перспективы включения курса о религии в школьную программу Беларуси // Социология. Минск, 2013. – С. 8-17. 3. Лебедев, С. Д. Особенности рефлексии религиозной культуры в современном российском образовании // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2015.

– № 4 (Т.2). Философия. – С. 201-212. 4. Синелина, Ю. Ю. Уровень религиозности населения в г. Белгороде и отношение белгородцев к введению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Текст] / Ю. Ю. Синелина // Научные труды, воспоминания. – М.: ИСПИ РАН, 2014. – С. 138-145. Рецензии: 8.09.2015, 14:19 Рецензия : Сегодня доверие низкое ни к учебникам и к учителю, а к религии как к таковой. Сегодня с прорывом информационной блокады любому мало-мальски грамотному человеку понятно, каковой является христианская религия в своей сути. Предметом особого внимания должно у ученых нового времени стать не поверхностное песнопение дифирамбов религии, а серьезный глубокий анализ последствий ею созданных. Я не вижу здесь никакой науки. Поэтому статью не рекомендую публиковать. Наука должна раскрывать новое, интересное.

Информационное поле настолько замусорили всякими низкого пошиба работами, что наука вызывает сегодня стойкое отвращение в таком виде, в каком написаны подобные работы. Не рекомендовать статью. Пора ученым начать себя уже уважать. Как можно писать подобное и в таком ключе расхваливать преподавание религии в школе. Вы вообще, как автор, исследовали вопросы: как заходила религия на территорию Европы и Азии? Кто ее автор? Зачем она была придумана, каковы последствия от нее хлебанула наша страна.

Вы Л. Н. Толстого читали, о том что он писал про религию и ее влияние на сознание детей? Короче, Нет! Нет! И еще раз Нет! Статью не публиковать, автор совсем не разбирается в вопросе, о котором пишет! 9.09.2015, 14:45 Рецензия : Проблема вероломного вторжения в сознание молодого подрастающего поколения - существует, но вы ученый и как ученый вы несете ответственность за любое свое изречение. И как ученый который изучает вопрос внедрения религии в школы - вы должны были осветить комплексно проблему, но не петь дифирамбы церкви. Рассматривая вопрос только в их интересах, вы же как ученый и способствуете безнаказанности этого текущего сегодняшнего вторжения. Изучите настоятельно работа Л. Н. Толстого об образовании и церкви. Статью не рекомендую публиковать! Написана крайне непрофессионально! Комментарии пользователей:

Просмотров: 213