Ключевые теги

Реклама

Реклама

В плену голубого экрана

В плену голубого экранаРазделы: Размещена 15.04.2015. Последняя правка: 14.04.2015.  УДК 37.048.3 Телевидение вошло в нашу жизнь стремительно, буквально заполнив все пространство вокруг. Тихие семейные вечера с чтением книг, газеты за завтраком, настольные игры канули в прошлое. Все чаще, телевизор в наших домах  не просто развлекает, а даже является членом семьи. Едва открыв глаза, мы тянемся за пультом – доброе утро! Наши дети, не отстают от нас, требуя все новой и новой порции мультиков. Мне приходилось наблюдать за восхищенным взглядом малышей, прикованным к голубому  экрану - вот уж действительно, волшебный магнетизм! Черно-белые воспоминания.

Во времена советского детства телевидение было скромнее, у большинства людей имелись маленькие не приметные черно-белые ящики, являющиеся признаком достатка и современности. Детские телепередачи можно было пересчитать по пальцам, они были ограничены по времени и мы, тогдашние дети, ждали их целый день, а иногда и неделю. Телевизор, был для нас, скорее событием, чем обыденностью и оставаясь, где-нибудь на даче, мы, конечно, скучали без привычных «Спокойной ночи малыши» и «В гостях у сказки». Счастливчиками, были те, у которых имелись импортные телевизоры, транслирующие картинку в цвете. Таким детям, завидовали, у них часто собиралась в доме детвора и с замиранием сердца впитывала приключения Тома и Джерри и прочие диснеевские шедевры.  Прошли годы. Мы, тогдашние дети, а теперь сами – родители, вдоволь не насмотревшись в детстве, восполняем этот пробел. Причем, современных родителей можно поделить на тех, кто строго ограничивает просмотр телевизора, считая его врагом и виновником всех несчастий и тех, кто абсолютно либерален.

Есть и такие, которые считают его спасением от шумных игр детей. Разыгрался малыш, не беда – посадите его перед телевизором. Любую другую игру можно забросить, а телевизор ребенок  смотрит часами, позволяя взрослым наслаждаться тишиной. Всем хорошо, в доме стоит мир и спокойствие. Так ли опасен телевизор для наших детей? Эффект отсутствия.

Детские психологи, отмечают: угрозу для здоровья детей несет в себе не сам телевизор, а неограниченный его  просмотр. Чаще всего, телевизор выступает неким фоном, который работает с утра до вечера, а многие люди даже уснуть не могут, без мельканий и бурчаний телевизионных событий. Даже взрослый человек, не в силах удерживать внимание, смотря десятую телепередачу подряд, а что уж говорить о ребенке? Нередко, телевизионный шум, так утомляет, что попросту начинает болеть голова. Взрослому человеку проще, чувствуя дискомфорт, просто нажал на кнопку и избавился от надоедливого шума. С детьми все обстоит иначе. Сначала, мелькание картинок и звуков, быстро меняющиеся события, полностью поглощают сознание ребенка.

В какой – то момент, происходит щелчок и мозг малыша, просто не в состоянии воспринимать шквал информации, отключается. При этом, нарастающее возбуждение не позволяет мозгу перейти в режим отдыха и, как волна, накрывает ребенка. Внешне это может проявляться, как полное отсутствие, либо повышенная нервная возбудимость. Ребенок, в какой-то момент, начинает просто истерить, либо отключается от мира, любыми возможными ему способами. Малыши, не накопив достаточный уровень психологической зрелости, не могут противостоять шквалу телевизионной атаки. Ребенку трудно понять, что цветная картинка и динамичная музыка, попросту раздражает. Быстрая смена событий, образов, музыки, слов действуют на ребенка, как удав на кролика, парализуют волю.

В плену телевизора, как немой зритель, ребенок постепенно… тупеет, а потом становиться безынициативным поглотителем информационного мусора. Страшная вырисовывается картинка, не правда ли? Скука от непонимания. Сложно предугадать тот момент, когда внимание ребенка начинает рассеиваться, а перенапряжение мозга достигает своего пика. Нормы, рекомендуемые детскими педиатрами и физиологами,  являются средними. Все решает индивидуальность ребенка и его возраст. Попробуйте понаблюдать за малышом.

Интересен ли ему фильм, или телепередача? Запомните простое правило – интересное ребенок запоминает легко, без усилий, а скучное пропускает мимо.  Детские психологи утверждают, что скучным является непонятное, недоступное ребенку. По мнению детского психолога и специалиста по раннему развитию, Елены Поплавской, на размышления наталкивает малыша, лишь то, что он понимает, что представлено простыми образами и словами. Только такую информацию он может запомнить и усвоить. Читая ребенку Гомера и Шекспира, мы обнаружим в какой-то момент, что он отстает в развитии от сверстников, полезнее и понятнее ему стихи А. Барто и «Колобок». То же самое, мы можем сказать про телевидение.

Критерии полезности и познавательности подскажет сам ребенок. Присмотритесь к малышу – способен ли он воспринимать предлагаемую ему информацию, извлекать из нее пользу. Если ребенок с интересом смотрит мультфильм, после рассказывает всем, о том, что увидел, переносит сюжеты в игры, значит, увиденное  пошло на пользу, прошло сквозь душу ребенка. Помните, что родительская цензура, тут просто необходима.

Сцены жестокости, насилия, асоциального  и безнравственного поведения не допустимы. Ребенок, как губка впитывает жестокость и насилие с экрана, зарабатывая невроз, депрессию и страхи, переходящие в ночные кошмары и энурез. Не веселая перспектива! На вкус и цвет, товарищей нет. Посмотрим на телевидение, не как на представителя индустрии развлечений, а как на источник знаний. Родители часто упрекают телевизор в том, что формирует у детей роль пассивного зрителя, удава, который заглатывает все, что дают. Это действительно так, если бездумно щелкать каналы, не обращая внимание, на содержание программ и их нужность. А можно посмотреть на это с другой стороны. Просмотр телевизора требует от нас, родителей обдуманного использования, так же как поиск хорошей книги и одежды для ребенка.

В век новых информационных технологий и интернета, это совсем не сложно. Пересмотрите программу передач, не поленитесь найти для ребенка что-то познавательное, интересное. Это, могут быть не только мультики, но и программы о путешествиях, кулинарные шоу и многое другое. Сейчас, задачу родителям облегчило кабельное и интернет телевидение, с детскими каналами и огромным выбором передач. Прислушивайтесь к малышу, наблюдайте за реакцией на просмотр фильма.

Поговорите о том, что пересмотрели вместе, обсудите с ребенком телепередачу. Вы, как внимательный родитель сразу поймете, что осталось в душе и произвело впечатление, а что прошло, как песок, сквозь пальцы. Вредные ….мультики. Да, да! Не боевики и сериалы с бесконечной чередой событий.

Хотя и они не несут детям особой образовательной ценности. Именно мультики, должны насторожить родителей. Особенно пагубен для психики малышей, так называемый мультяшный юмор. Вот герой, расплющенный плитой, становиться плоским, как блин, а чрез минуту уже, как ни в чем не бывало, гонится за обидчиком. Прищемили палец, он раздулся и покраснел, как коленное железо – не надолго! Все эти метаморфозы не понятны малышу.

Формируется искаженное понятие о том, что причинить боль другому, значит повеселиться! Ребенок искренне не понимает, почему удар сковородкой по голове, оказывается больным, а вовсе не смешным.  Другая опасность – превращения самих героев, их возможность летать. Многие дети очень доверчивы и воспринимают волшебство с экрана, как руководство к действию. Трагичных случаев не избежать. Так, одна девочка, насмотревшись мультиков о феях Винкс, спрыгнула с балкона третьего этажа, думая, что сможет летать, как любимая героиня.

Хорошо, что трагедии случаются редко, но родители, всегда должны объяснять своему ребенку, что есть мир реальный со своими законами, а есть волшебство и сказка. Золотое время. Так сколько же времени, безопасно для здоровья и психики, ребенок может провести перед телевизором? Четких норм, реально выполнимых в наших условиях, нет. Рекомендации о 30 - 40 минутах в день для старших дошкольников и  50 - 60 минутах для младших школьников, весьма устарели.

Вряд – ли, найдется увлекательный детский сериал, помещающийся в этот временной отрезок. Важно помнить следующее. Если телевизор помогает ребенку расти, не являясь фоном и дополнением, а так же единственным собеседником и другом ребенка, не отнимает время от основных важных занятий – беспокоиться не стоит. Не стоит забывать, что смотря телевизор, ребенок все же не научиться общаться. Человек, не умеющий, а главное не чувствующий потребности в общении обречен на одиночество. Интернет, телевизор и одиночные компьютерные  игры, способны спасти от одиночества лишь взрослых людей, создавая мир иллюзии и счастья, а ребенка они могут привести к совершенно другим последствиям. Основы коммуникативных навыков закладываются в детстве, мы учимся дружить, любить, помогать и жить в мире, сложном и многогранном. Наши друзья остаются с нами навсегда, требуют нашего внимания и участия. Ребенок, выросший в изоляции, испытывая эмоциональный голод, будет вынужден искать поддержки в виртуальном мире телевидения и интернета, все больше отдаляясь от настоящей жизни.

  Телевизор, не так прост, как нам кажется. Задача родителей – научиться управлять им. Превратить необходимый атрибут современной жизни в доброго друга, открывающего удивительные страны, увлекательные фильмы и незабываемые  впечатления.  1. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка в семье советы психотерапевта. - СПб.: КАРО, 2010. - 304 с. 2. Справочник педагога - психолога 01, 2013 Рецензии: 15.04.2015, 19:51 Рецензия : Данная статья написана на актуальную тему, однако стиль изложения более эмоционально-публицистический, чем научный.

Также мы бы рекомендовали автору пересмотреть структурные элементы статьи и привести их в соответствие с требованиями журнала. Список литературы, представленный всего 2мя источниками (оформлены не в соответствии с требованиями), также ставит под сомнение научность данного исследования. Вышеизложенные замечания могут быть легко устранены автором статьи, но в данном варианте я рекомендую статью только к доработке. Желаю успехов и надеюсь в ближайшем будущем иметь возможность увидеть обновлённый вариант статьи. С уважением, Л. Калашник 16.04.2015, 6:46 Рецензия : Тема работы очень и очень актуальна, во многом эмоциональна, так как в каждом вызывает собственную рефлексию.

Этим, по-видимому, и объясняется повышенный эмоциональный градус статьи. Она обладает скорее характеристиками публицистической работы, чем научной. Автору необходимо композиционно перестроить содержание, пересмотреть библиографию. 16.04.2015, 21:13 Рецензия : Тема статьи в целом актуальна, но еще более актуальной была бы оценка влияния компьютеров и компьютерной зависимости на психическое здоровье ребенка. Статья написана популярным стилем, что не соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. Оформление статьи также не соответствует требованиям журнала.

Выводы отсутствуют, как и какие-либо предложения. Статья носит декларативный характер. Рекомендуется к доработке по критерию научности и систематичности изложения результатов исследования. Комментарии пользователей:

Просмотров: 135