Ключевые теги

Реклама

Реклама

Интердисциплинарный проект как средство подготовки будущих учителей технологий к совместной профориентационной работе с учреждениями профессионально-технического образования

Интердисциплинарный проект как средство подготовки будущих учителей технологий к совместной профориентационной работе с учреждениями профессионально-технического образованияСтатья опубликована в №16 (декабрь) 2014 Разделы: Размещена 04.12.2014. Глуховский национальный педагогический университет им. А. Довженко УДК 378.016:377.3-051   Введение. Важность совместной профориентационной работы школы и профессионально-технических учебных заведений в формировании у школьников положительного отношения к рабочим профессиям не вызывает сомнений. В частности об этом говорится в Концепции профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии, утвержденной Советом по вопросам профессиональной ориентации населения [5]. Профориентационная деятельность  подавляющего большинства учителей в целом направлена на профессии, связанные с высшим образованием. Профориентационные мероприятия педагогов учреждений профтехобразования не находят должного отклика в общеобразовательных школах. Учитель технологии в силу специфики своей деятельности может и должен стать связующим звеном в системе профориентационного взаимодействия профессионально-технического заведения и общеобразовательной школы.

Для обеспечения этого взаимодействия нужна специальная подготовка учителей технологий в рамках формирования профориентационной компетентности.   Анализ последних исследований и публикаций. Процесс формирования у педагогов профориентационной компетентности освещен в исследованиях Н. Т. Благинина, М. А. Весны, Г. П. Бондаренко. Л. И. Бондарчука, К. Ж. Жубаева, С. Т. Золотоухиной и других. Проблемы профориентационной подготовки учителей технологий (трудового обучения) рассмотрены в работах А. Н. Коберника,  Х. В. Процко, В. К. Сидоренко, В. Д. Симоненко, В. Б. Харламенко, М. С. Янцура и других.   Но такой аспект, как формирование у будущих учителей технологий готовности к профориентации в совместной работе с профессионально-техническими учебными заведениями, специально не изучался.   В работах Х. В. Процко [11] и А. Н. Уткиной [12] только частично очерчена данная проблема без определения конкретных способов ее решения. Во многих случаях формирование у будущих педагогов какого-либо необходимого качества или компетентности обеспечивается стандартным способом – введением спецкурса. Но количество спецкурсов ограничено и отдельный спецкурс, без сочетания его с другими дисциплинами и видами деятельности не в состоянии обеспечить надежное и успешное формирование любой компетентности.

  Вследствие изучения с помощью комплексного теста-опросника и выполнения практических задач-проектов 224-х студентов 3-5-х курсов дневной формы обучения специальности «Технологическое образование» различных специализаций Глуховского национального педагогического университета имени Александра Довженко, Черниговского национального педагогического университета имени Т. Г. Шевченко, Ровенского государственного гуманитарного университета, установлено наличие у подавляющего большинства студентов низкого и исходного уровней готовности. Особенно низким оказался уровень оценки когнитивного и операционно-деятельностного компонентов. (Исключение составили студенты, поступившие на учебу после окончания ПТУ, но их незначительное количество). Поэтому возникла необходимость обосновать содержание и последовательность подготовки будущих учителей технологий к профориентационной работе во взаимодействии с учреждениями профессионально-технического образования.

  Обычно с целью формирования какого-либо аспекта компетентности специалиста разрабатывается и вводится спецкурс соответствующего направления. Но, по нашему мнению, это экстенсивный путь. Более целесообразным мы считаем путь формирования готовности на основе интерпредметности, комплексности и использования инновационных образовательных технологий и возможностей, которые объективно заложены в различных учебных дисциплинах и видах деятельности, а краткий  спецкурс призван систематизировать и конкретизировать полученные знания и умения.   Согласно современной образовательной парадигме, приоритетами образования являются интересы и потребности личности, согласованные с магистральными направлениями развития общества. Изменение бывшей социоцентрической парадигмы образования на антропоцентрическую (Е. Бондаревская) требует пересмотра ряда вопросов педагогики, в частности педагогического образования, с позиции интердисциплинарности [2].   Для примера приведен перечень тем по курсу «Педагогика», которые могут быть использованы для формирования готовности к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования (см таблицу 1). Таблица 1.  Содержание курса "Педагогика", которое может быть использовано для формирования у будущих учителей технологий готовности к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования   Результаты выполнения проекта отображались в электронном портфолио, которое в дальнейшем использовалось во время педагогической практики.

Портфолио всех студентов группы записывалось на один носитель, который в дальнейшем применялся в качестве методического пособия для педагогической практики. Формирование готовности к совместной профориентационной деятельности с ПТУ как комплекса свойств личности возможно лишь при условии насыщенности процесса профессиональной подготовки активной практической деятельностью, в ходе которой проверяются теоретические знания, совершенствуются умения и навыки будущего учителя. Принцип единства сознания и деятельности плодотворно используется при акмеологическом толковании личностно-деятельностной природы педагогической и, в частности, профориентационной компетентности. Исследования акмеологов свидетельствуют, что готовность выпускников высших учебных заведений к педагогической деятельности следует изучать в деятельностных проявлениях, когда личность развивает свои сложные общие и специальные возможности, усваивает новые способы решения профессиональных задач; расширяется система профессиональных умений и навыков, изменяется система потребностей и ценностей субъекта труда [4, с.307]. В связи с этим педагогическая практика играет важную роль в формировании у будущих учителей профориентационной компетентности и готовности к совместной профориентационной работе с учреждениями профтехобразования в частности. С одной стороны, практика учит студентов применять полученные теоретические знания из дисциплин различных циклов в непосредственной педагогической деятельности и дает простор для проявления индивидуальности каждого студента, формирования элементов собственного педагогического опыта [7]. Поэтому в комплексе средств формирования готовности будущих учителей технологий к совместной профориентационной работе предусмотрены задания на педагогическую практику: составить перечень ПТУ, находящихся в регионе, проанализировать их специальности; разработать план сотрудничества с ПТУ; разработать совместное воспитательное мероприятие; создать компьютерную презентацию к специальностям ПТУ; подобрать диагностические методики самооценки учениками направленности на специальности ПТУ; проанализировать состояние направленности учащихся на рабочие профессии ПТУ и уровень готовности к профессиональному самоопределению.

  По выраженности показателей когнитивного критерия готовности также отмечаются существенные положительные сдвиги. В таблице 2 приведены некоторые показатели, свидетельствующие о позитивной динамике. Таблица 2.     Выводы. 1. Направленность учебного процесса на подготовку студентов к решению актуальных проблем – важный аспект современного компетентностного подхода в образовании и способствует усилению  практической направленности обучения. 1. Андрієвський Б. М. Проектно-модульна діяльність студентів у системі формування їх професійно-дослідницьких компетентностей / Б. М. №7. –-Андрієвський // Інформаційні технології в освіті. – 2013. С.7-10. 2. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997.

– № 4. – с. 11-17. 3. Вдовиченко А. Навчання учнів основних етапів проектно-технологічної діяльності / А. Вдовиченко, А. Терещук // Трудова підготовка в закладах С.10-13.- №4. - 2004. - освіти. 4. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1. Методолого–прикладные основы акмеологических 391 с.-исследований / А. А. Деркач. – М., 2000. 5. Закатнов Д. О. Концепція професійної орієнтації молоді на робітничі професії [електронний ресурс] / Д. О. Закатнов.- Інститут професійно-технічної освіти НАПН України. – Режим доступу: http://www. ipto. kiev.

ua/files/vitannya/zakatnov/zakatnov_ konzepziya. pdf Заголовок з екрану.-. 6. Зинченко А. В. Оценка готовности будущих учителей технологии к совместной профориентационной работе в учреждениях профтехобразования / А. В. Зинченко // Психолого-педагогические основы проектирования инновационной образовательной среды: Сборник научных работ студентов, аспирантов, молодых ученых. - Брянск: РИО, БГУ, 2012. – С. 178 – 183. 7. Зязюн І. А. Педагогіка добра: ідеали і реалії: Наук.–метод. посіб С.26-27.-І. А. Зязюн. – К.: МАУП, 2000. 8. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг.

– Таллинн: Валгус, 1980. – 334 с. 9. Пелагейченко М. Л. Проблема формування готовності майбутніх учителів трудового навчання до організації проектної діяльності учнів / М. Л. - №1. - Пелагейченко // Збірник наукових праць БДПУ (Педагогічні науки). С.142-149.-Бердянськ: БДПУ, 2005. 10. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е.Петров [под ред. Е. С.Полат] — М.: Академия. – 2009.

– 272 с. 11. Процко Х. В. Підготовка майбутніх учителів технологій до профорієнтаційної роботи у загальноосвітній школі : автореф. дис... - канд. пед. наук: 13.00.02 / Процко Христина Володимирівна. Чернігівський держ. педагогічний ун-т ім. Т. Г.Шевченка. - Чернігів, 2009.

- 20 с. 12. Уткина О. Н. Технология определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии : автореф. Ижевск,-дис... канд. пед. наук : 13.00.01 / Уткина Оксана Николаевна. 19 с.-2006. 13. Янцур М. С. Професійна орієнтація і методика профорієнтаційної роботи. Курс лекцій / М. С. Янцур. – Київ: Слово, 2012.

– 464 с. Рецензии: 4.12.2014, 20:51 Рецензия : Статью можно рекомендовать к опубликованию. Отметим практическую ценность полученных результатов в подготовке будущих учителей технологий к профориентационной работе. 4.12.2014, 21:12 Рецензия : Формирование профориентационной компетентности - актуальная проблема подготовки будущих учителей технологий. Полученные результаты имеют практический интерес. Можно рекомендовать статью к печати. 5.12.2014, 5:45 Рецензия : Актуальная тема работы. Статья имеет практическое значение.

Может быть рекомендована к печати. 6.12.2014, 11:29 Рецензия : Профориентационной компетентности в парадигме технологического обучения на разных его уровнях не существует. Практическая ориентация подобного обучения и подготовка имеет сугубо институциональный характер(в конструкте поетапаной профессиональной подготовке учителей, срок довольно длинный).Иначе в процессе доработки в контексте понятия компетентность(как образовательная норма поведения)статья имеет нужные информационно-интерепретационные достойства. 7.12.2014, 10:37 Рецензия : Статья носит практический характер для решения проблемы профориентации у школьников к выбору рабочей профессии через подготовку учителей технологии. Анализ и коррекция учебных программ и комплексный интердисциплинарный проект в сочетании с педагогической практикой, предложенный автором заслуживает внимания. Рекомендуется к публикации Комментарии пользователей:

Просмотров: 221