Ключевые теги

Реклама

Реклама

Преодоление агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем

Преодоление агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеемСтатья опубликована в №28 (декабрь) 2015 Разделы: , , Размещена 23.12.2015. Последняя правка: 23.12.2015. Преодоление агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем Шишенко Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Екатеринбургский филиал Уральский государственный университет физической культуры УДК 796/799 Актуальность исследования. Во многих видах спорта, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции. В подростковом возрасте, в силу противоречивости стремлений и потребностей, внутренних и внешних условий развития подростка, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.  Агрессивное поведение встречается у большинства подростков, однако лишь у некоторых из них становится устойчивой чертой личности.

К. Лоренц считает, что с одной стороны, проявление агрессии в спорте имеет бессознательную природу, с другой стороны, такое поведение должно контролироваться и соответствовать определенным нормам. Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Агрессия в спорте – рациональная форма противостояния сопернику, мобилизация функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Агрессивность в спорте – это физические и психические действия, выходящие за рамки спортивных норм и правил, и направленные на деструкцию психических процессов, состояний и свойств личности спортсмена, приводящие к неадекватности спортивной деятельности. Б. Кретти подчеркивает, что агрессивный характер в спортивной деятельности может проявляться не только на соревнованиях и тренировках, но и в межличностном общении, так как некоторые спортсмены не могут сдерживать свою агрессию в рамках спортивных правил и приемлемых границ. Это отражается на психике спортсменов, постепенно перерастая в свойство личности – агрессивность. Занятия хоккеем формируют у подростка, с одной стороны, уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции, а с другой – возможность трансформации спортивной агрессивности в некие жизненные установки, которые могут отразиться на социальной адаптации подростков в обществе. Таким образом, начинающие заниматься хоккеем подростки отличаются большей выраженностью агрессивности.

В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности юных хоккеистов существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью отражают теоретические аспекты и гипотезы о проявлениях подростковой агрессивности. Исходя из вышеизложенного проблема агрессивного поведения детей, особенно подростков, занимающихся хоккеем, в наши дни, является актуальной. Цель исследования – преодоление агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем. Объект исследования – психологическая подготовка хоккеистов 12-13 лет. Предмет исследования – методика преодоления агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения подростков, занимающихся хоккеем. Проанализировать причины возникновения агрессивности в подростковом возрасте.

Определить уровень агрессивности хоккеистов 12-13 лет и разработать экспериментальную методику преодоления агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем. Дать практические рекомендации. Гипотеза исследования – предполагается, что разработанная методика преодоления агрессивности, включающая психодраматические техники, групповые дискуссии, элементы психической саморегуляции, беседы позволит преодолеть агрессивность подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем. Методы и организация исследования Для решения поставленной проблемы мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, опросник А. Басса и А. Дарки, тестирование по методике  А. Ассингера (диагностика агрессивности), К. Томаса (диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению), экспертная оценка тренера. Исследование осуществлялось в ходе учебно-тренировочного процесса на базе ДЮСШ «Автомобилист» по хоккею, с сентября 2014 по ноябрь 2015 года. В исследовании приняли участие хоккеисты 12-13 лет, в количестве 25 человек. Весь процесс исследования был разделен на четыре этапа.

На первом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. На втором этапе было проведено тестирование, с целью выявления уровня агрессивности хоккеистов 12-13 лет. На третьем этапе, на основании полученных результатов были сделаны выводы, что уровень агрессивности хоккеистов 12-13 лет выше среднего. На четвертом этапе была разработана методика преодоления агрессивности у хоккеистов 12-13 лет, включающая психодраматические техники, групповые дискуссии, элементы психической саморегуляции, беседы. Содержание экспериментальной методики преодоления агрессивности подростков 11-12 лет, занимающихся хоккеем Наша методика преодоления агрессивности хоккеистов 12-13 лет включает 36 практических занятий продолжительностью 20-30 минут. Занятия проводятся перед спортивной тренировкой. 1. Ознакомительный этап с 1 по 6 занятие     Цель – формирование мотивации занятий преодоления агрессивности и развитие психических функций, приобретение необходимых знаний и умений за счет проведения бесед о значимости регулирования спортивной агрессивности, механизмах ее воздействия на личность вне спорта.

Перечень бесед о значимости регулирования спортивной агрессивности, механизмах ее воздействия на личность вне спорта Агрессия и агрессивность. Значимость профилактики агрессивности. Спортивная агрессия и влияние спортивной агрессивности на психику подростков. Значимость регулирования спортивной агрессии. Особенности адаптированности хоккеистов к жизни вне спорта. Влияние вида спорта на проявление агрессивного поведения. Возможности коррекции агрессивности хоккеистов.                                                                                                                                                       2.   Подготовительный этап с 7 по 18 занятие Направлен на развитие и совершенствование психических функций, необходимых для преодоления агрессивного поведения за счет развития способов конструктивного поведения, при помощи групповых дискуссий и снятие психоэмоционального напряжения методами психической саморегуляции.

Темы групповых дискуссии для профилактики агрессивного поведения юных хоккеистов Агрессивность в спорте: вред или польза? Агрессия в спорте: вред или польза? Влияет ли спортивная деятельность на степень агрессивности спортсмена? Необходимо ли формировать оптимальную агрессивность у спортсменов-хоккеистов? Возможна ли трансформация спортивной агрессии в жизненные установки?

Способность агрессивного поведения в межличностном общении. Высокая агрессивность хоккеистов: позитивна или негативна для спортивной деятельности? Элементы психической саморегуляции для снятия психоэмоционального напряжения Дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме, с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними. Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона 3.  Основной этап с 19 по 36 занятие Предполагает развитие умения управлять своим психическим состоянием за счет формирования у подростков навыков организованности и сознательной дисциплины, развития ответственности за свои поступки, преодоление барьеров в общении, создание возможностей для самовыражения, путем применения психодраматических техник. Примерные упражнения, используемые в тренинге: «социометрия в действии», «идентификация с частью», «самораскрытие», «притяжение и отталкивание», «передача предметов по кругу», «имя», «работа с незнакомцем», «отказ в помощи», «выбор друзей», «телеграмма», «гвалт», «пожелание», «степень близости», «двери». Результаты исследования и их обсуждение В начале исследования нами было выдвинуто предположение о том, что хоккей может существенно влиять на возможность трансформации спортивной агрессии в некие жизненные установки, которые могут отразиться на социальной адаптации подростков в обществе.

В таблице 1 представлены результаты до и после применения экспериментальной методики преодоления агрессивности хоккеистов 12-13 лет. Анализ результатов позволил выявить у исследуемого контингента хоккеистов характерный уровень агрессивности, который составил до эксперимента 62%. После применения экспериментальной методики общий уровень агрессивности, который складывался из физической, косвенной и вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиды, подозрительности и угрызения совести понизился на 8% и составил 54%. Путем проведения опроса и бесед с тренерами команды(Захаров И. В., Григорьев Игорь Валерьевич, Гурьев Сергей Анатольевич) , после применения экспериментальной методики, в процессе учебно-тренировочной деятельности наблюдалось меньшее количество межличностных конфликтов, что способствовало развитию конструктивного поведения юных хоккеистов, повышению уровня дисциплинированности и эффективности учебно-тренировочного процесса. Главными показателями эффективности методики, в нашем случае, являются физическая, косвенная и вербальная агрессия. После применения экспериментальной методики уровень физической агрессии понизился на 8%, косвенной и вербальной на 11%, что отражено в таблице 1. ВЫВОДЫ Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе можно сделать вывод, что в последние годы научный интерес к проблемам агрессивности юных хоккеистов существенно возрос, но, к сожалению, в работах рассматриваются теоретические аспекты и гипотезы о механизмах и проявлениях подростковой агрессивности. Проанализированы причины возникновения агрессивности в подростковом возрасте: специфика избранного вида спорта, агрессивность может проявляться как следствие нарушения семейного воспитания, как стремление к самоуважению, к защите от группового давления, как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности. Определен уровень агрессивности хоккеистов 12-13 лет, который составил до эксперимента 62%. Разработана экспериментальная методика преодоления агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем, которая включает в себя психодраматические техники, групповые дискуссии, элементы психической саморегуляции, беседы.

После применения экспериментальной методики общий уровень агрессивности составил 54%. Занятия проводить перед спортивной тренировкой три раза в неделю. Продолжительность одного занятия 20-30 минут. Проводить занятия нужно в таком месте, чтобы на спортсменов не воздействовали отвлекающие внимание факторы. Лучше заниматься в закрываемом кабинете.

В процессе занятий поддерживать интерес спортсменов. Необходимо проводить 5 минутную внеплановую беседу о значимости мотивации в достижении результатов. В случае возникновения конфликтной ситуации в процессе занятий анализировать поведение в момент конфликта не нужно, этим необходимо заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. При проведении групповых дискуссий отстаивать свою точку зрения в дружественной манере.

При проведении занятий не принимать агрессивные позы и жесты, не повышать голос, не менять тон на угрожающий, не демонстрировать власть, не сравнивать ребенка с другими детьми. Не настаивать на полном подчинении выполнения упражнений, так как можно спровоцировать взрыв агрессии. 1. Сафонов В. К. Агрессия в спорте / В. К. Сафонов ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун - та, 2003.

– 156 с. - Библиогр.: с. 146-153. 2. Фирсов К. Н. Психологический анализ агрессивности в спортивной деятельности // Вестн. Костромского гос. ун-та. им. Н. А. Некрасова. – 2011. – Т. 17, № 5/6. – С. 223–226. Рецензии: 23.12.2015, 15:05 Рецензия : Статья рекомендуется к публикации.

Основания: 1/Актуальность проблематики.... 2/Социометрическое значение конструкта агресивность.... 3/Продевческие возможности разных видов спорта...хоккей в данном случае... 4/Балансированное пострение концептуального моделья исследовании... 5/Обосновка методического приложения разных типов исследовательских процедур и методов...

6/Реверсивность априорного анализа.... 24.12.2015, 7:02 Рецензия : Статья несомненно актуальна, представляет научный интерес, содержательна и является результатом самостоятельного поиска автора. Рекомендуется к печати. Комментарии пользователей:

Просмотров: 222