Ключевые теги

Реклама

Реклама

Трудоустройство выпускников средних специальных учебных заведений: принимаемые меры и их перспективы

Трудоустройство выпускников средних специальных учебных заведений: принимаемые меры и их перспективыСтатья опубликована в №9 (май) 2014 Разделы: , Размещена 05.04.2014. Последняя правка: 27.05.2014. Каракалпакский Государственный Университет им. Бердаха Научный руководитель: Шамшетова Дильяра Сарсенбаевна, КГУ им. Бердаха, кафедра финансов, ассистент. Уралбаева Мадина Уралмирзаевна, НГПИ им. Ажинияза, студент УДК: 37.0 В развитии любого общества, с перспективой на будущее, ключевое место принадлежит молодежи. Это такая социальная группа в обществе, которая со временем начнет занимать ведущие позиции в экономике, политике, социальной и духовной сферах и от нее, в полном смысле слова, будут зависеть благополучие в обществе и благосостояние народа. В наши дни роль образования высока, как никогда в истории человечества. После того как мы оставили позади век промышленности и вступили в век информации, ценность образования стала расти непрерывно.[1] Всем известно, что уровень развития общества определяется его отношением и вниманием к подрастающему поколению – молодежи. В Республике Узбекистан этому вопросу уделяется огромное внимание.

Воспитание духовно и физически развитого поколения является задачей общенационального, общегосударственного масштаба и находится в центре внимания нынешней политики государства. Как отмечал Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов: «Великое будущее нашей страны и наш завтрашний день, свободная жизнь и благополучие, и то, какое место займет Узбекистан в мировом сообществе в XXI веке, - все это зависит прежде всего от нового поколения, от того какими вырастут наши дети». Это все находят свои отражения в реформах, проводимых в нашей стране. Доказательством этого является то, что половина средств направляемых на социальную сферу, приходится на образование. Таблица 1 . Структура государственных расходов на образование в Узбекистане за 2010г. * Источник: Аналитическая записка 2012/02 Центра экономических исследований. «Повышение качества человеческого капитала в контексте модернизации экономики и общества».

 Ташкент - 2012 В рамках реализации Национальной программы по подготовке кадров Узбекистан стал одной из немногих постсоветских стран, который смог не только сохранить, но и создать во многом новую систему среднего специального, профессионального образования, пойдя по пути сбалансированного развития среднего, среднего специального, профессиональ­ного и высшего образования. В настоящее время в Узбекистане действует система 12-летнего всеобщего обязательного образования – общее среднее образование и средне специальное профессиональное образование. Сформированная система профессиональных колледжей является ба­зой для подготовки квалифицированных кадров, которые призваны стать важным фактором модернизации экономики в рамках стратегии индустриально-инновационного развития страны. Несомненно, что попытка формирования системы учреждений ССПО, обеспечивающих полный охват учащихся 9-х классов, была ориентиро­вана (явно и неявно) на решение двух задач: 1. Снятие демографического прессинга, повышение возрастной планки для входа на рынок труда для молодежи.

2. Обеспечение лучших условий для трудоустройства для молодежи че­рез получение определенной специальности.[2] Безусловно, эти задачи очень важны. В частности, задачи получения специальности, быть активными и инициативными личностями, находящие свои места в стремительно меняющихся современных политико-экономических условиях являются актуальными для молодежи, как у нас, так и в других странах мира. А дальнейшее содействие в их трудоустройстве каждым представителем молодежи принимается как поддержка и внимание со стороны государства на пороге первых достижении и успехов в жизненном пути.   Диаграмма 1 . Количество созданных по Узбекистану новых рабочих мест за первое полугодие 2013 г. в разрезе регионов. В Республике Узбекистан проведено ряд мер, предусматривающее достижение вышеупомянутых целей.

Созданы механизмы трудоустройства выпускников колледжей: – Мониторинг трудоустройства и т. д. Если за первую половину 2013 года по Узбекистану создано 554 398 новых рабочих мест, то 309 463 из них  для молодежи. За 2012-2013 учебный год по всей республике проведено 1052 трудовых ярмарок, а количество «прикрепленных» предприятии составило 194076. Таблица 2 . Сведения о занятости выпускников учреждений ССПО 2011-2012 учебного года Республики Каракалпакстан. * Источник: Рассчитано автором на основе данных Центра ССПО Республики Каракалпакстан за 2011-2012 учебный год. Но в то время, когда количество созданных рабочих мест для молодежи растет, количество трудоустроенных выпускников по своим специальностям все еще остается низким. Если в Республике Каракалпакстан трудоустроены 92,4% выпускников колледжей, то только 39,5% из них трудоустроены по своим специальностям. Здесь внимание привлекает то, что по некоторым специальностям нет трудоустроенных, в то время, когда количество выпускников этих специальностей составляет несколько десятков. Учитывая то, что учреждения ССПО готовят младших специалистов, можно отметить, что такое положение дел, в конечном счете, может привести к дефициту кадров. Диаграмма 2 . Нетрудоустроенные выпускники учреждений ССПО 2011-2012 учебного года Республики Каракалпакстан.

* Источник: Рассчитано автором на основе данных Центра ССПО Республики Каракалпакстан за 2011-2012 учебный год. Одной из причин возникшей проблемы является низкое качество образования в учреждениях ССПО, в результате чего многие выпускники колледжей имеют не достаточную теоретическую и практическую основу для профессиональной деятельности, что делает их не конкурентоспособными на рынке труда. Вследствие этого выпускники будут вынуждены работать по другой специальности, в частности в тех сферах, где не требуется профессиональных навыков и знаний. Для решения этих проблем и дальнейшего содействия в трудоустройстве молодежи в Республике Узбекистан совершенствуется законодательная база, в частности внесены изменения в Трудовой кодекс и в Закон «О занятости населения» Республики Узбекистан. Безусловно, это является результатом тех реформ и  мер, которые предусматривают достижение благосостояния народа и великого будущего для последующего поколения.  1. Роберт Т. Киосаки, Шарон Л. Лечтер. «Богатый ребенок, умный ребенок». Попурри - 2008 2. Центр экономических исследований. «Основные направления совершенствования системы профессионального образования в Узбекистане». Аналитическая записка 2009/03. Ташкент – 2009 Рецензии: 5.04.2014, 17:36 Рецензия : Актуально.

Рекомендуется к печати 5.04.2014, 17:51 Рецензия : Имеет место несоответствие названия статьи и ее содержание. Автор доволь неплохо описал состояние с трудоустройством выпусником; при этом крайне скудно описал применяемые меры для улучнения ситуации и практически не определил перспективы развития исследуемой проблемы (не говоря уже о выделении мероприятий, направленных на решение имеющейся проблемы). Доработать. 6.04.2014, 5:29 Рецензия : Трудоустройство является важнейшим итогом обучения выпускников любого учебного заведения и перспеткивой их личностного и профессионального роста. В этом смысле статья имеет научный интерес. Однако она носит информативный характер, в работе отсутствут выводы автора, имеют место стилистические недочеты и опечатки, например: "Это все находят свое отражение...", "каждой молодежью" и т. д. Также необходимо расширить библиографический список. 6.04.2014, 10:08 Рецензия : Проблема исследования классифицируется как одна из самых актуальных в развитии образовательных систем не только Узбекистана. Можно искренне порадоваться, что в решении этой проблемы молодежь, в частности студенты, выступают не только объектом, но и субъектом оптимизации процесса трудоустройства молодежи.

К тому же, автор не ограничивается констатацией явных достижений страны в этом аспекте, но и выделяет проблемы на основе собственных исследований: систематизации и анализа информации, полученной из официальных источников. Желаю энтузиазма и успехов в дальнейшем научном поиске в этом направлении. Есть некоторые ошибки в тексте и его структурной организации. В целом, считаю, что статья представляет ценность и может быть опубликована в научном журнале.

7.04.2014, 1:12 Рецензия 8.04.2014, 17:12 Рецензия : Рекомендую к печати. Импонирует подход к обоснованию актуальности вопроса исследования. 10.04.2014, 11:42 Рецензия 3.05.2014, 20:42 Рецензия : Обратите внимание на рецензию Александровой Е. Г. и перед публикацией статьи все же исправите свои ошибки (их гораздо больше, чем указано в рецензии). Например: "В частности, задачи получения специальности, быть активными и инициативными личностями, находящие свои места в стремительно меняющихся современных политико-экономических условиях является актуальным для молодежи, как у нас, так и в других странах мира.

" - и это одно предложение. Комментарии пользователей:

Просмотров: 206