Ключевые теги

Реклама

Реклама

Использование технологии облачных вычислений в процессе обучения информатике

Использование технологии облачных вычислений в процессе обучения информатикеСтатья опубликована в №20 (апрель) 2015 Разделы: , Размещена 08.03.2015. Последняя правка: 15.05.2015. УДК 372.862 Введение В условиях развивающегося информационного общества, информационные технологии, достигнув высокого уровня развития, все чаще и чаще проникают во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в сферу образования. Человек, практически, не мыслит своего существования без интернет-технологий. Благодаря сети Интернет, многократно вырос объем электронной информации, но дешевая компьютерная техника не всегда может удовлетворить потребности пользователя по хранению и обработке информации. Проблема состоит не только в быстроте развития информационных технологий, но и в стоимости мощных компьютерных систем. Для частичного решения данной проблемы можно воспользоваться технологией, называемой облачные вычисления ( cloud computing ), которая предполагает использование интернет ресурсов для создания, хранения, представления, обмена и обработки информации. Cloud computing, буквально „облачные вычисления” (выражение происходит из символьного графического представления Интернета, часто встречающееся в виде облака („the cloud”)).

Это современная концепция в области информационных технологий, представляющая собой распределенное множество вычислительных услуг, приложений, доступ к информации и хранение данных, не требуя от пользователя знаний о местоположении и физической конфигурации систем, предоставляющих эти услуги [1]. В определении cloud computing можно выделить два понятия хранение и обработка информации, которые приводят нас к новой концепции использования ресурсов Интернет. Если до недавнего времени Интернет использовался, как источник информации и общения (в том числе обмена информацией), тогда с появлением концепции cloud computing, пользователь получил инструмент создания, обработки и хранения информации в самом Интернете, что позволило разгрузить наши компьютеры от достаточно большого объема информации, которая теперь может храниться в облаке, и получить бесплатный софт для обработки документов различных типов. Не секрет, что на пространстве СНГ, часто используется пиратский софт, принадлежащий известным фирмам-разработчикам программного обеспечения, притом как в домашних условиях, так и на работе, что нарушает авторские права соответствующих фирм-собственников. Эту проблему тоже можно частично решить с помощью технологии cloud computing, которая предоставляет пользователю некоторые офисные программы, такие как: редактор текстов, электронные таблицы, приложения для создания презентаций, рисунков и т. д. Таким образом, пользователь получил бесплатный доступ ко всем этим программам и сервисам, имея лишь стабильный интернет и браузер. Технология cloud computing была признана и на уровне государства. В феврале 2013 стартовала Неделя M-Cloud в Правительстве Республики Молдова. В течении которой был организован ряд мероприятий, в рамках которых была представлена Общая технологическая Платформа M-Cloud, реализованная Правительством Республики Молдова.

14 февраля официально стартовала Общая технологическая Платформа M-Cloud, основанная на технологии cloud computing [2]. Важность реализации и развития этой технологии подчеркивается в Решении Правительства Республики Молдова относительно национальной Стратегии развития информационного общества “Цифровая Молдова 2020” nr. 857  от  31.10.2013 [3]. Основная цель данной работы состоит в том, чтобы ответить на следующие вопросы: возможно ли проводить занятия по дисциплине Информационные технологии, используя только ресурсы Интернет и, в частности, технологию cloud computing и каковы преимущества и недостатки использования данной технологии в целях обучения информатике в школе и ВУЗе.   Преимущества и недостатки использования технологии cloud computing Проводя параллель между методом преподавания-обучения-оценивания, используя лицензионный софт и возможности технологии cloud computing, на примере использования Google Cloud, получим следующую таблицу: Из данной таблицы видно, что технология cloud имеет больше преимуществ, чем недостатков для процесса преподавания-обучения-оценивания по дисциплине Информационные технологии, что подтверждается и исследованиями, проведенными Султановой Н. и Тищенко Д [5]. Далее докажем, что cloud обладает и всеми необходимыми ресурсами для покрытия практически всей программы курса. Анализ основных приложений, предоставленных технологией cloud Проанализируем различные приложения технологии cloud, которые можно использовать в процессе преподавания-обучения-оценивания по дисциплине Информационные технологии. Дисциплина Информационные технологии преследует основную цель - формирование специалиста способного проводить научные исследования и представлять результаты исследований в различных формах: рукопись, графические материалы и т. д. Для этого студент должен пройти следующие этапы: Сбор информации, включая метод опросов; Отбор собранной информации и т. д.; Представление информации в форме рукописи, электронных презентаций и т. д. Чтобы пройти этапы сбора и отбора информации, можно воспользоваться такими услугами Интернет как: различные научные тематические социальные сети, специализированные форумы, доступ к электронным библиотекам различных учебных заведений, специализированным сайтам и т. д. В целях анализа и обработки информации, можно использовать приложения электронных таблиц, а для организации информации в виде отчета – редакторы текстов и электронных презентаций. Также, в целях сбора, отбора и обработки информации можно воспользоваться различными онлайн-опросниками, графическими редакторами и т. д. Далее будут представлены ресурсы Интернет, позволяющие покрыть объявленные выше требования. Для сбора, обсуждения и отбора необходимой научной информации, поиска и поддержки профессиональных контактов, поиска работы, профессионального роста и др. можно воспользоваться специализированными социальными сетями http://www. linkedin.

com и http://www. mendeley. com – социальная сеть ученых и научных сотрудников, позволяющая легальный обмен публикациями, общение и планирование исследований. Также используются и другие источники поиска научной информации: поисковики Google, Ask, Yahoo, Yandex, Bing и др. Значительное место в курсе Информационные технологии занимают офисные технологии: графические и текстовые процессоры, электронные расчетные таблицы, системы создания и обработки презентаций и управления базами данных. В этом смысле можно отметить следующие ресурсы: документы Google (docs. google. com), Skydrive.

live. com – Microsoft Web Apps (Windows Live), iCloud (icloud. com), Dropbox (dropbox. com) и т. д. Для краткого сравнительного анализа этих ресурсов можно пройти по адресу https://onedrive. live. com/about/ru-ru/compare/. Эти ресурсы предлагают следующие возможности: создание текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и др. В то же время, программы, используемые для этого, подобны соответствующим программам из пакета Microsoft Office. Документы, электронные таблицы и электронные презентации создаются и сохраняются в облаке, но могут быть загружены на компьютер или наоборот, выгружены с компьютера в облако.

Чтобы воспользоваться этими возможностями, необходимо зарегистрироваться на соответствующем ресурсе и создать на нем свой аккаунт. Регистрация и использование аккаунта бесплатны. Доступ к инструментам систем управления базами данных можно получить посредством онлайн-ресурсов https://creator. zoho. com или https://grubba. net/index. php, с интерфейсом на английском языке. Для составления различных опросников  используется приложение Форма Google, позволяющее составление опросников, тестов и т. д. Подобный опросник может быть опубликован в Интернете для всех его пользователей или только для конкретных лиц, которые должны ответить на предложенные вопросы.

Подобный опросник может содержать большинство типов вопросов: вопросы типа эссе, вопросы с выбором единственного правильного ответа или нескольких правильных ответов, вопросы типа шкала, сетка и т. д. Результаты заполнения формы передаются в расчетный лист электронной таблицы в облаке, где в последствии могут быть обработаны преподавателем. Планирование деятельности и рабочего режима можно реализовать с помощью приложения Google Календарь. Используя данное приложение, можно легко вести учет всех важных событий жизни и деятельности в одном единственном месте. К персональному календарю можно предоставить доступ и другим лицам, например, коллегам по учебной группе для просмотра расписания занятий или планирования совместных мероприятий. Можно добавить расписание занятий, сроки сдачи проектов и других заданий, планирование мероприятий, праздников и т. д. Приложение Google Календарь автоматически посылает бесплатные оповещения о событиях из календаря или не электронную почту, или в виде баннера, или даже посредством SMS на телефон пользователя.

Пользуясь приложением Google Talk, можно проводить онлайн консультации с учащимися, как в письменном виде, так и в виде видеоконференций. Также, студенты могут общаться между собой с целью решения конкретных задач. Что касается графических редакторов, существует масса ресурсов, среди них снова облако Google с приложением Рисунок, однако это приложение достаточно примитивно. Оно позволяет создавать только рисунки на основе элементарных геометрических фигур.

Более производительная программа это программа Pixlr (http://pixlr. com). Этот графический редактор подобен программе Photoshop и предоставляет многоязычный интерфейс с пользователем, позволяет создание новых изображений, загрузку их с компьютера, из сети, из различных библиотек. Другие редакторы это Photoshop (https://www. photoshop. com), Aviary (http://www. aviary. com) и многие другие. Для обработки видеоинформации можно воспользоваться софтом, встроенным в YouTube (youtube. com). Этот софт имеет ограниченную функциональность, однако позволяет создавать видеопереходы, накладывать музыку на видео, редактировать видеоматериалы, подгруженные на сайт. Некоторые из редакторов можно найти по адресу http://savedelete. com/category/software.

Данный ресурс предлагает нам различный софт для обработки мультимедиа, включая и видео. Что касается электронной почты, по нашему мнению, здесь каждый давно выбрал себе один или даже несколько почтовых серверов. Для тех, кто только начинает пользоваться Интернетом, можем перечислить некоторые из наиболее популярных почтовых серверов, из них https://mail. google. com, https://www. yahoo. com/, https://mail. md//, http://mail. ru/, http://hotmail.

com/ etc. Пользуясь почтовыми ящиками, можно быстро освоить и принцип работы в облаке. Большинство почтовых серверов бесплатны и, как мы отмечали ранее, регистрация в облаке требует наличия у регистрирующегося аккаунта в электронной почте. Кроме всех этих приложений, в облаке существуют и следующие антивирусы: Prevx 3.0 – платный антивирус, содержащий бесплатный модуль для обнаружения вирусов, но не уничтожает их; Panda Cloud (http://www. cloudantivirus. com/); Immunet Protect (http://www. immunet. com/ protect) и т. д. Что в полной мере соответствует требованиям для работы на компьютере.

Выводы Представленная вашему вниманию работа, знакомит нас с новой технологией, которую можно с успехом применять в процессе преподавания-обучения-оценивания по дисциплине Информационные технологии, а также и любой другой дисциплине, где требуется использование офисных приложений [5, 6]. Эта технология называется cloud computing (облачные вычисления). Из представленного материала можно сделать следующие выводы: Чтобы реализовать процесс преподавания-обучения-оценивания, используя cloud computing, необходимо иметь стабильное и скоростное подключение к Интернету; Использование cloud computing предполагает ряд преимуществ, таких как: а.  минимальные материальные затраты (только для доступа в Интернет); б.   бесплатный доступ к множеству приложений, для пользования которыми необходим лишь Интернет и браузер и не требуется их установка на наших компьютерах; в.    простота и удобство организации индивидуальной работы студента (доступ к облаку в любое время и в любом месте, где есть подключение к Интернету); г.   простота и удобство организации оценивания проектов, реализованных как одним студентом, так и группой студентов; д.   мотивация студентов выполнением лабораторных работ в известной и предпочитаемой ими среде (Интернет). Пользуясь облаком, любой исследователь может реализовать все этапы научной деятельности от сбора информации до представления результатов исследования. 1. Cloud computing, http://ro. wikipedia. org/wiki/Cloud_computing, прочитан 11.12.2014. 2. S-a încheiat Săptămîna M-Cloud în Guvern, Centrul de Telecomunicaţii Speciale, 2013 – http://cts. md/ro/content/s-ncheiat-s%C4%83pt%C4%83m%C3%AEna-m-cloud-n-guvern, прочитан 10.11.2014. 3. Hotărâre a Guvernului Republicii Moldova cu privire la Strategia naţională de dezvoltare a societăţii informaţionale “Moldova Digitală 2020” nr. 857 din 31.10.2013/ Monitorul Oficial nr.252-257/963 din 08.11.2013. 4. Niall Sclater, Cloud Computing in Education, UNESCO Institute for Information Technologies in Educaton, 2010, Printed in the Russian Federation, http://iite.

unesco. org/files/policy_briefs/pdf/en/cloud_computing. pdf, прочитан 5.12.2014. 5. Султанова Н, Тищенко Д. Продвижение использования информационных и коммуникационных технологий в техническом и профессиональном образовании и обучении в странах СНГ [Отчет].

Москва: ЮНЕСКО, 2012. – ISBN 9785861031202 6. Chao L. Cloud Computing for Teaching and Learning: Strategies for Design and Implementation. University of Houston-Victoria, 2012. – ISBN 978-1-4666-0957-0. – 357 p Рецензии: 8.03.2015, 13:00 Рецензия : Работа выполнена на актуальную тему, содержит конкретные практические результаты. Может быть рекомендована к печати после устранения стилистических и синтаксических неточностей, а также переработки аннотации, которая в настоящее время суть статьи не отражает. Представляется, что отмеченные недостатки вызваны тем фактом, что для автора русский язык является иностранным. 9.03.2015, 15:18 Рецензия : Рецензируемая статья отражает педагогические особенности применения метода облачных вычислений в процессе подготовки студентов.

Тема, безусловно актуальна, статья отличается новизной и подробно описанными результатами. Рекомендуется к публикации при устранении некоторых досадных стилистических ошибок. 9.03.2015, 16:02 Рецензия : Статья написана на актуальную тему в соответствии со всеми квалификационными требованиями. Имеет ярко выраженный авторский подход. После стилистической правки рекомендуется к публикации 11.03.2015, 13:02 Рецензия : Статья, на наш взгляд: 1) требует стилистической корректировки (самостоятельной). 2) обзорная статья подразумевает сравнительный анализ хотя бы нескольких адекватных для сравнения технологий с выделением достоинств и недостатков и научно обоснованным обобщением АВТОРА (а не критическую оценку существующей - "рабочей" технологии).

3) Хотя бы 2 источника д. б. НАУЧНЫМИ (сферы образования, если автор размещает в этом разделе), т. к. статья претендует именно на статус научной. Статья, к сожалению, в представленном виде не может быть рекомендована к публикации, несмотря на актуальность информации. 14.05.2015, 23:11 Рецензия : Поскольку автор настаивает на разделе "Образование", попробуем еще раз показать автору, что, на наш взгляд, необходимо изменить в статье: 1) О понятиях. Для того, чтобы привести в соответствие Тему, цель обзорного исследования (не статьи, заметьте) и выводы, автору рекомендуется изменить Тему, заменив слово "образовательного" на "обучения" (см. словарь педагогических терминов); 2) Об отраслевой (образовательной) научной обоснованности. Выделить "объект" (образовательный ресурс?

) и "предмет" (технические средства обучения?) исследования и проблему в них. Сравнение сделать именно в образовательном направлении (а не экономическом). Насколько же можно понять из содержания статьи, автором сделан акцент на сравнении технических (и экономических в том числе) достоинств и недостатков, а затем в выводах. В случае размещения в разделе "Образование" рекомендуется привести использованный автором научный источник, включающий описание уже решенных (достигнутого) вопросов и/или методик обучения/образования или концепций, теорий, на которые опирается автор, дополняя их авторским прикладным решением. Иными словами, показать в статье теоретическую или методологическую ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ (или более широко - педагогическую) основу авторского решения, предлагаемого в статье. 3) О новизне для образовательной научной отрасли. Сравнение дополнить либо теоретическими аргументами, либо прикладными, из которых было бы ясно однозначно, что проблема образования (педагогическая?) снимается предлагаемым автором решением с (?) эффектом. На самом деле автору, на наш взгляд, можно было бы дополнить раздел "Образование" хотя бы разделом "Техника" (может, "Информационными технологиями"), если таковых аргументов автором собрано больше, в пользу технических вопросов.

4) Об аргументации. Представленный вариант аргументов и решения носит скорее технический характер (Образование как отрасль науки, к сожалению, пока в Паспорте специальности (РФ) представлена только педагогическими науками), связь с "Образованием" нужно аргументировать дополнительно (см. пп.1-3), в том числе - источниками. В любом случае, Тема, объект и предмет, цель исследования (пусть и обзорного), результат и выводы должны находится в единстве принадлежности к той или иной научной отрасли. В представленном же виде статья, на наш взгляд, все же рекомендуется на принципиальную содержательную корректировку автором, повторное представление на рецензирование (как и любая другая, рецензия и предложенные рекомендации представляют взгляд лишь одного из рецензентов). 14.05.2015, 23:17 Рецензия : Работа выполнена на актуальную тему, содержит конкретные практические результаты. Рекомендовать к печати. 15.05.2015, 15:29 Рецензия : Статья "Использование технологии облачных вычислений в процессе обучения информатике" может быть опубликовано в двух разделах "Образование" (в ознакомительном порядке)+"Информационные технологии". Статья затрагивает пограничные научные проблемы методического обеспечения и защиты информации и компетентности вузовского педагога в условиях развития информационного ресурса. Автору, как и раньше, настоятельно рекомендуется при дальнейшем продвижении получаемых результатов исследования использовать достоверные источники по теории и методологии профессионального образования, для привлечения активности рецензентов педагогической отрасли наук.

Комментарии пользователей:

Просмотров: 119