Ключевые теги

Реклама

Реклама

Организация непрерывного образовательного процесса в системе колледж - университет

Организация непрерывного образовательного процесса в системе колледж - университетСтатья опубликована в №18 (февраль) 2015 Разделы: Размещена 24.02.2015. Последняя правка: 02.03.2015. кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России Костина Ольга Валентиновна, Российский государственный профессионально-педагогический университет, старший преподаватель кафедры технологи машиностроения УДК 378.145.3 В настоящее время актуализируется проблема перехода к образовательным стандартам четвертого поколения, которые обуславливают возможность организации сквозного обучения в системе колледж-вуз в рамках реализации образовательным программ бакалавриата. Анализ проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования позволяет утверждать, что в настоящее время стандарты условно предусматривают два варианта организации профессионального обучения в вузе: прикладной и академический бакалавриат. При этом прикладной и академический бакалавриат,  в содержательном плане, отличается, во первых, тем, что в  рамках его образовательной программы отсутствует организационно-проектировочная деятельность, как один из видов деятельности бакалавра, во-вторых – прикладной бакалавриат предусматривает прктикоориентированное обучение в условиях, приближенных к профессиональному пространству прикладного бакалавра [5]. Обучение в системе среднего профессионального образования носит явно выраженный практикоориентированный характер, поэтому  можно говорить об организации сквозного образовательного процесса в корпоративном образовательном пространстве «колледж-вуз» с учетом того, что в настоящее время создаются крупные образовательные корпорации, включающие базовый вуз и спектр колледжей, ведущих подготовку техников по профилям, родственным направлению подготовки в вузе, [1]. Организация сквозного образовательного процесса предполагает установление взаимосвязей содержания подготовки в вузе и колледже по родственным профилям подготовки и возможное исключение модулей содержания, изученных в условиях колледжа, из образовательной программы вуза путем проведения входного контроля абитуриентов-выпускников колледжа при переходе в вуз на родственный профиль [4]. При этом под модулем содержания мы понимаем логически завершенную часть учебного материала, направленную на формирование одной или нескольких профессиональных компетенций [2]. Указанное содержание образования вычленяется в ходе анализа рабочих программ родственных дисциплины и в ходе вступительных испытаний может быть перезачтено абитуриентам, что позволяет увеличить объем практик в вузе и в некоторой степени ускорить образовательный процесс. Может быть предложена следующая методика организации ускоренного образовательного процесса в условиях корпоративного образовательного пространства «колледж-вуз» [3]. На первом этапе, в  ходе организации корпоративного образовательного пространства «колледж-вуз», устанавливается принципиальная возможность ускорения образовательного процесса. Для этого проводится сравнительный анализ учебных планов подготовки по родственным профилям и рабочих программ родственных учебных дисциплин.  На основании сравнительного анализа учебных планов и рабочих программ основной образовательной программы СПО по профилю,  родственному  профилю подготовки в вузе (например по профилю «Машиностроение и материалообработка»), реализуемой в условиях колледжа, входящего в образовательную корпорацию, разрабатывается инвариантный учебный план ускоренного обучения. При этом сравниваются дисциплины, родственные по наименованию и родственные по содержанию. Сравнение рабочих программ дисциплин позволяет заключить, какое содержание и какой объем дисциплины колледжа, входящего в образовательную корпорацию с вузом, соответствует основной образовательной программе подготовки в вузе по данному профилю.

Определенные таким образом содержание и объем часов составляют объем часов, подлежащих перезачету (см. пример для учебных дисциплин гуманитарного и профессионального модулей, приведенный в таблице 1).  Таблица 1 – Выявление общего содержание дисциплин колледжа и вуза (пример для учебных дисциплин гуманитарного и профессионального модулей)  *Примечание. Предлагается выбирать содержание дисциплины, которое однозначно изучается и  в вузе и в колледже, что и отражено в примере. Инвариантный учебный план ускоренного обучения является базовым для оценки возможности обучения абитуриентов – выпускников иных колледжей по данному учебному плану. На втором этапе производится сравнительный анализ количества зачетных единиц и часов по дисциплинам инвариантного учебного плана (подлежащим полному или частичному перезачету) и часов по учебным дисциплинам, изучаемым в колледже, входящем в образовательную корпорацию, и приведенным в приложениях к дипломам выпускников колледжа, претендующих на ускоренный срок обучения.

При этом формируются индивидуальные учебные планы для студентов – выпускников колледжа, входящего в образовательную корпорацию. Адекватность сформированных индивидуальных учебных планов инвариантному плану обосновывается по форме, приведенной в таблице 2, в которой приведен пример обоснования родственности индивидуального учебного плана студента инвариантному учебному плану ускоренного обучения по родственному профилю подготовки. Таблица 2 – Пример обоснования для переаттестации студента Иванова И. И. *Примечание. Указанная строка введена для дальнейшего обоснования возможности студента обучаться по образовательной программе вуза в ускоренные сроки. На третьем этапе производится сравнение зачетных единиц и часов, отводимых на переаттестацию в инвариантном учебном плане и зачетных единиц и часов, уже изученных в колледже, по которым возможна переаттестация. На основании сравнения делается вывод о возможности или невозможности переаттестации указанных зачетных единиц и часов. 1. Д ≤ Б, следовательно,  возможен полный перезачет зачетных единиц и часов, указанных в инвариантном учебном плане ускоренного срока обучения.

2. Д > Б, следовательно, требуется частичная переаттестация по данной дисциплине в объеме зачетных единиц и часов, указанных в инвариантном учебном плане ускоренного срока обучения (ликвидация академической разницы). На четвертом этапе по каждой из дисциплин, подлежащих переаттестации, оформляются программы переаттестации, включающие количество переаттестуемых часов, содержание дисциплины, подлежащее переаттестации, задания для самостоятельной работы с целью ликвидации академической разницы и задания для переаттестации. При этом если после сравнения по этапу 2 (сравнительный анализ зачетных единиц и часов по дисциплинам инвариантного учебного плана (подлежащим полному или частичному перезачету) и часов по учебным дисциплинам, приведенным в приложениях к дипломам выпускников колледжа, претендующих на ускоренный срок обучения) получается: - результат Д ≤ Б -  по дисциплине проводится камеральная перетаттестация, по результатам которой оформляется деканатом и заполняется кафедрой переаттестационная ведомость, которая служит основанием для формирования заключения учебно-аттестационной комиссии о возможности перевода студента на ускоренный срок обучения. - результат Д > Б -  по дисциплине проводится ликвидация академической разницы в рамках самостоятельной работы студентов (во внеучебное время), а затем  проводится реальная переаттестация по результатам которой  оформляется деканатом и заполняется кафедрой переаттестационная ведомость, которая служит основанием для формирования заключения учебно-аттестационной комиссии о возможности перевода студента на ускоренный срок обучения.

Академическая разница должна быть ликвидирована до начала изучения данной дисциплины в вузе, студент может прийти к началу дисциплины и сдать зачет в рамках ликвидации академической разницы. Результатом переаттестации могут быть: зачет по содержанию, подлежащему переаттестации, или незачет по этому содержанию (то есть только зачет/незачет, без указания балльной оценки, поскольку переаттестовывается только часть дисциплины). Экзаменационная же оценка выставляется по изученному в вузе содержанию дисциплины. На пятом этапе результаты переаттестации (зачеты по дисциплинам, подлежащим переаттестации) заносятся в зачетную книжку и личное дело студента.

Примеры оформления результатов приведены в таблицах 3 и 4. Таблица 3 – Пример оформления результатов переаттестации в личном деле студента (для тех, кто имеет полную переаттестацию). Таблица 4 – Пример оформления результатов переаттестации в личном деле студента (ля тех, кто имеет ликвидацию академической разницы). Если при сравнительном анализе ЗЕТ и часов по дисциплинам инвариантного учебного плана (подлежащим полному или частичному перезачету) и часов по учебным дисциплинам, приведенным в приложениях к дипломам выпускников колледжей, претендующих на ускоренный срок обучения, обнаружено, что  студент обучался в колледже после получения полного общего образования (нормативный срок обучения в колледже 2 г 10 мес.) переаттестация общеобразовательных дисциплины (Физика, Химия, История, Математика) проводится на основании и образовательного стандарта полного общего образования. Можно полагать, что приведенная в статье методика организации ускоренного образовательного процесса в корпоративном образовательном пространстве "колледж-вуз" не противоречит основным положениям Федерального закона "Об образовании" № 273-ФЗ, которые предусматривают возможность ускорения образовательного процесса при обучении по родственным специальностям (профилям подготовки) при условии составления индивидуальных учебных планов ускоренного обучения. При этом ускорение образовательного процесса, как результат, может быть достигнуто не только посредством интенсификации образовательного процесса (увеличения темпов изучения учебного материала), что противоречит требованиям образовательного стандарта (не более 54 общих учебных чсов в неделю), но и за счет перезачета содержания родственных дисциплин, который приводит к сокращению учебного материала, изучаемого в вузе. Таким образом, организация сквозного образовательного процесса в корпоративном образовательном пространстве «колледж-вуз» позволяет не только подготовить прикладных бакалавров, отличающихся высоким профессиональным уровнем и способных к профессиональной деятельности в условиях, предлагаемых работодателем, но и позволяет организовать образовательный процесс в ускоренные сроки и обеспечить тем самым ускоренную социализацию и профессионализацию выпускника и ликвидировать дефицит подготовленных кадров на рынке труда. 1. Мирошин Д. Г. Виртуальная образовательная среда: феноменологический и практический аспект // Современная педагогика, 2014.

- № 4 (17). - С. 17. 2. Мирошин Д. Г., Костина О. В. Модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих // Современные проблемы науки и образования, 2014. - № 1. - С. 86 - 96. 3. Прохоров В. Т., Осина Т. М., Мишин Ю. Д., Карабанов П. С. Некоторые аспекты формирования качественного образовательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования, 2010. – № 2 – С. 101-110. 4. Сафонов С. В. Проектирование сквозных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (На примере специальностей машиностроительного профиля): Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 : Воронеж, 2002.

- 170 c Проект Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.04 "Профессиональное обучение" (по отраслям) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kpfu. ru/umu/normativnoe-obespechenie/obrazovatelnye-standarty/proekty-fgos-3 Рецензии: 24.02.2015, 16:10 Рецензия : 1) На наш взгляд, методика автора подразумевает все же не ускорение (относительно задаваемого объема ресурса (освоения ), а сокращение объема, а это - разные вещи. 2) Методика как авторское решение предполагает аргументацию - сравнение результатов, где наглядно представлено различие "в пользу автора".

3) Статья рекомендуется к авторской доработке и усиления аргументации, в сравнении "с уже достигнутым", в данном случае - с компетентностным подходом действующего (обоснованного) стандарта 3-го поколения. Автором предлагается спорный прикладной подход к решению проблемы (один из распространенных, но не однозначных как научная истина) подходов - ориентирование "на социальный заказ". 25.02.2015, 5:14 Рецензия : Оптимизация образовательного процесса - важная составляющая в организации учебной деятельности учащихся. В этом смысле тема статьи актуальна. Однако работу необходимо несколько доработать: детальнее вычитать (присутствуют опечатки), стилистически "выровнить", усилить выводы, определить нормативную базу. 25.02.2015, 8:53 Рецензия : Статья рекомендуется к печати. Основания: 1.Переход от колледжа к Вузе является стратегической проблемой образовательного пространство и не рещается нормативными актами. 2.Подборка научных доводов дочнинена на активизаций основного образовательного конструкта-сертифицированный учебный план. 3.Построение логических частей в статьи подчинены основного контексуального замысла автора.

4.Стиль довольно ясен и категоричен по отношению основных выводов и аргументов. 5.Понятие "оптимизация", о которой пишут некоторые рецензенты не касает процессе перехода от колледжа к Вузе так как у них имеются разные образовательные парадигмы! 6.Переход решается именно на основе "организационного селектирования" разного пропедевческого темпа обучения для каждого студента на основе междупредметной интегративности. 27.02.2015, 13:34 Рецензия : Статья актуальна, практически ориентирована, логично выстроена. Обладает неоспоримой новизной и авторским подходом к решению проблемы. После стилистических доработок рекомендуется к печати.

Комментарии пользователей:

Просмотров: 229