Ключевые теги

Реклама

Реклама

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ УКРАИНЫ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ УКРАИНЫСтатья опубликована в №28 (декабрь) 2015 Разделы: Размещена 14.12.2015. Последняя правка: 30.12.2015. Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды УДК 37.0: 371:374 В процессе обучения работающих социальных работников и социальных педагогов решаются несколько различных по направлению задач: формирование ответственного, дисциплинированного, действующего в рамках Закона работника с одной стороны, - и творческого, активного, самостоятельного, инициативного работника, способного к действиям в нестандартных и экстремальных условиях работы для ведения случая социальной работы. Существующая система повышения квалификации в Украине направлена в основном своим укладом на решение первой задачи. В то время как творчество, активность, самостоятельность у каждого разная, их не запишешь как одинаковое требование к слушателям, у каждого они разные в силу жизненного опыта, подготовки, развития познавательных процессов. Но творчество возможно только на основе репродукции [3] и для ее формирования и сознательного применения нужно сочетать действия по алгоритму с действиями в нестандартных условиях. С другой стороны, есть принцип воспитывающего обучения в вузах и отрицательный влияние массово используемого более 300 лет  объяснительно-иллюстративного вида обучения, где ведущая роль в обучении принадлежит преподавателю и человек привыкает к тому, что всегда можно обратиться к старшему, опытному специалисту, который лучше знает и посоветует, что делать. Но не всегда в жизни найдется специалист, к которому можно обратиться, не всегда он даст лучший совет и еще в интересах того, кто спрашивает.

Это значит, что пока мы дойдем до формирования творческой личности будущего работника, она уже будет сформирована как послушная и неинициативны в многолетнем объяснительно-иллюстративном обучении и перенастроить ее на другой образ мышления - это сломать динамический стереотип, который, может, уже сложился в его сознании, а другого стереотипа нет, его надо заново формировать. Возникает вопрос о формировании  умения самостоятельно конструировать новый алгоритм действий в незнакомой ситуации без образца и помощи социального работника и социального педагога в рабочей ситуации  ведения случая как самого  массового  метода социальной работы по  готовящемуся и согласованному со многими  структурами новому законодательству о  социальной работе. Поэтому целью  статьи  является поиск и обобщение таких существующих  методов обучения в системе повышения квалификации Украины и зарубежья, которые формировали  бы активность  и самостоятельность работающих  профессионалов в направлении их  развития и повышения компетентности для работы в новых  условиях. Задачами  статьи определяем  обоснование использования методов обучения в системе повышения квалификации  социальных  работников и педагогов,  их  классификацию и обозначение границ использования. Методами  исследования являются теоретический анализ  литературы, синтез, обобщение, сравнение в контексте компетентностного, андрогогического,  деятельностного  подходов к повышению  квалификации. Повышение квалификации  социальных  педагогов и социальных  работников  в современных  условиях в Украине  означает необходимость формирования творчества, активности, самостоятельности в существующей системе повышения квалификации за счет включения элементов проблемного обучения, активных и интерактивных методов обучения в диалектическом единстве, формирование личности преподавателя как образца профессиональной деятельности в направлении сочетания творчества и репродукции, теории и практики, взаимодействия с клиентом  на основе субъект-субъектной позиции в его  интересах и  с учетом  его  мотивации  к такому взаимодействию в каждом  конкретном случае.

Ведение случая предусматривает индивидуальную работу с клиентом  команды специалистов, готовых  к взаимодействию  на основе общего  плана работы, согласованным  с клиентом,  и результатов оценки  потребностей клиента. С др  стороны, социальные работники  и педагоги – государственные служащие и привлеченные специалисты, с разным  функциями и подготовкой. Это требует в процессе повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов обучения основам  взаимодействия между собой и с клиентом на основе субъект-субъектной позиции – в команде, с учетом  прав человека, а также с учетом дидактических принципов трудности и доступности в обучении - усиления требований, изменении условий выполнения задач в направлении увеличения интенсивности, нагрузки, неопределенности, сочетания различных видов деятельности.  Отдельно стоит вопрос о базовой профессиональной и специальной подготовке как сочетании  репродукции и творчества. Между тем, как показывает зарубежный опыт подготовки социальных работников и социальных педагогов, в т. ч. в РФ, это возможно как через курсы специализации уже на старших курсах, особенно в магистратуре, типа «Семьеведение»[1], «Детoведение», так и через отдельные курсы, семинары типа «Подготовка к работе с внутренне перемещенными лицами», которые являются интегрированными, сконцентрированы на нестандартных условиях работы и решении нетипичных задачах профессиональной деятельности, и требуют творчества, активности, самостоятельности, ответственности. Не ограничивая роль этих дисциплин, подчеркивая их необходимость, заметим, что опять-таки, пока очередь дойдет до формирования творчества, активности и самостоятельности, воспитывающее обучение в ВУЗе уже раньше  сделает свое дело - воспитает послушного дисциплинированного работника, которому уже придется ломать динамический стереотип профессионального мышления при попадании в необычные условия работы. Именно здесь для профилактики этой проблемы нам становятся полезны  активные и интерактивные методы обучения.

Между ними есть определенная разница. Если активные методы обучения направлены на перевод потенциальной активности человека в реализованную, способствуют ее выявлению [4], то интерактивные методы обучения направлены на проявление активности в межличностном взаимодействии, то есть тоже являются активными, но в работе в группах, микрогруппа, парах при организации общения и учебной деятельности. То есть активные методы обучения шире интерактивных охватом аудитории и предусматривают включение преподавателя в них при его активной роли в процессе обучения. Интерактивные методы всегда предусматривают организацию работы в группе и другую роль преподавателя - консультанта, фасилитатора, наставника, участника,  жюри.

Именно это позволяет интерактивным методам даже в условиях объяснительно-иллюстративного обучения способствовать формированию творчества, активности и самостоятельности еще до того, как будут прочитаны специальные интегрированные дисциплины - если они будут вообще. Учитывая это, можем говорить о другой классификации интерактивных методов обучения - методы, которые направлены на моделирование собственной профессиональной деятельности, на организацию взаимодействия в команде, на отработку действий в паре. С другой стороны, интерактивные методы будут способствовать формированию творчества, активности, самостоятельности при проявлении эмпатии, обмене не только мыслями, словами, действиями, но и эмоциями, что возможно при обмене ролями - социальный работник, социальный педагог, клиент, человек из окружения клиента, родственник и тому подобное. Поэтому для них важно быть направленными не только на формирование профессиональных действий, на отработку умений и навыков через тренировки и упражнения, но и на проявление эмпатии в разных ролях для понимания мотивов и действий участников, моделирование вариантов решения профессиональных задач с прогнозированием их последствий, на видение различных точек зрения на проблему и различных способов решения ее. Таким образом, интерактивные методы можно различать по содержанию - направленные на формирование знаний, умений и навыков, формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к усвоенному, формирование творчества, соответствие действующей системе содержания образования. Но именно эти вопросы являются составной частью и проблемного обучения, что позволяет использовать его в определенном объеме для интерактивного обучения и следствием которого является формирование творческой, активной, самостоятельной личности социального работника и педагога. Здесь уже есть разработанными[5;10]: 1. классификация типов создания проблемных ситуаций, которые составляют основу проблемного обучения - между теорией и практикой, между различными теориями, между историей и современностью, между различными практиками -  что позволяет определить содержание для упражнений и заданий для обучения; 2. классификация методов обучения по возрастанию творчества и самостоятельности - проблемное изложение, эвристические методы, поисковые методы, исследовательские методы, которые можно постепенно вводить в процесс повышения квалификации  социальных  работников и социальных  педагогов.

Учитывая необходимость усложнения задач в повышении квалификации социальных работников и социальных педагогов к работе в новых и меняющихся условиях, можем говорить еще и об изменении условий применения этих методов - в лабораторных условиях (в аудитории), в специально созданных условиях, в полевых условиях на практике. Преподаватель при этом должен уменьшать свою активность в обучении, направлять свои усилия на формирование активности, самостоятельности, творчества обучающихся, переходя к фасилитатору, консультанту, помощнику, наставнику, жюри. Это требует от преподавателя как владения проблемными методами обучения, так и новыми коммуникативными умениями - активно слушать, побуждать к высказываниям, оценкам, выдвижению гипотез и т. д., отказ от критики, вообще переход к демократическому стилю общения, который обеспечивает совместный поиск решения проблемы, поиск нового знания, нового образца действий. Вообще преподаватель должен демонстрировать субъект-субъектную позицию в обучении как основу для творчества, активности, самостоятельности. Тогда и активные, и интерактивные методы будут постоянно применены в процессе обучения. Этому будет способствовать педагогическое мастерство преподавателя [7] и владение им основами психопедагогики [8]. Отдельно стоит такой метод повышения квалификации, как дидактический контракт[2], который применяется форматорами Франции в системе повышения квалификации государственных служащих. Этот метод основывается на теории профессиональной дидактики, эргономичной психологии  и андрагогики  и предусматривает обучение на основе выяснения потребностей обучающихся, как опрос ожиданий слушателей от обучения преподавателем-практиком с описанием на этой основе основных вопросов, которые нужны аудитории, и согласования их аудиторией с преподавателем для изложения преподавателем.

Именно это обеспечивает высокую мотивацию обучения слушателей, но требует совершенного владения преподавателем своей проблемой и его  специальной подготовки  как профессиональной, так и педагогической. Отдельно стоят такие методы работы форматора, как интерогативний, демонстративный, аналогий, наставнический, метод открытия и тому подобное[2]. Они позволяют форматору, кроме использования обычных словесных, наглядных, практических методов, установить более тесную связь с между практикой и теорией, активизировать познавательную деятельность слушателей, привлечь их к обучению на опыте форматора и их собственном опыте, что особенно ценно в обучении взрослых и для социальных педагогов и социальных работников в контексте развития коммуникативных умений на субъект-субъектной позиции с клиентом. Заметим, что пропагандируемый на Западе проектной метод и проблемное обучение не имеют ничего общего между собой с нашей системой подготовки и повышения квалификации  специалистов, которая направлена на подготовку сознательного компетентного специалиста. Проектный метод предусматривает решение типовых отобранных задач, которые чаще всего встречаются в профессиональной деятельности - но без системы знаний. В повышении квалификации метод способен интегрировать компетентности специалиста на последнем этапе повышения квалификации как большая комплексная задача, но не может быть применен как система отбора содержания образования ни в вузе, ни в системе повышения квалификации, пока действующее законодательство об образовании основывается на компетентностном подходе.

Проблемное же обучение направлено на самостоятельное открытие новых знаний, осознанное прохождение всех этапов усвоения[5] в соответствии  с компетентностным  подходом при условии готовности самих преподавателей к его использованию. Такая готовность преподавателей может быть обеспечена через организацию методической работы кафедр учреждений повышения квалификации по проблеме, средством чего может быть комплексная целевая программа, а направлениями методической работы - теоретический, дидактический и другие [9], отражающие различные аспекты понимания и применения активных и интерактивных методов обучения. Следует отметить, что вообще интересным для нашей страны является само форматорство [2] как вид неформального профессионального образования преподавателей - практиков Франции. Там оно есть  массовым и мотивированным для преподавателей, поддерживаемым государством и предусматривает их поощрение своего повышения квалификации со стороны государства и учреждения различными материальными и нематериальными стимулами. К форматорам в системе повышения квалификации ставятся более высокие требования, чем к обычным госслужащим, которые заканчиваются экзаменом со стороны других форматоров и выдачей сертификата общества форматоров. Этот опыт целесообразно изучить и обобщить в системе повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов как совершенную разработанную систему профессиональной и педагогической подготовки преподавателей к повышению квалификации в рамках неформального профессионального образования, которая находится только в проекте отечественного Закона «Об образовании». На основе изложенного можно  сделать  вывод  о  том, что  повышение квалификации  социальных  работников и социальных  педагогов в Украине нуждается в изменении не только в  содержательном аспекте, но и в аспекте методов обучения. Причиной этого  есть  подготовка нового законодательства о  социальной работе, которая основывается на ведении случая командой  специалистов.

  Это обусловливает  использование в системе повышения квалификации  социальных  работников и педагогов  активных (проблемных) и интерактивных (направленных  на взаимодействие в команде,  с клиентом), форматорских методов обучения, которые в сочетании обеспечивают  именно  взаимодействие в команде в ведении случая и направлены на повышение компетентности специалистов. 1. Воронцова М. В., Дубровская Т. А. Семьеведение / Учебное пособие. — Таганрог: Изд-ль А. Н. Ступин, 2011. — 285 с. 2. Гончаренко О. В. Підготовка форматорів до роботи в системі підвищення кваліфікації державних службовців у Франції: Автореф…. дис. канд. пед. наук за спец. 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти.- Слов’янськ, 2015.

-20с 3. Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий : книга для учителя : из опыта работы / Б. И. Коротяев. – 2-е издание, дополненное и исправленное. – Москва : Просвещение, 1989. – 159 с. 4. Лозова В. І. Пізнавальна активність школярів / В. І.Лозова. – Харків:1990.-89с 5. Лозова В. І. Теоретичні основи виховання і навчання : Навч. посібник для вузів / Валентина Іванівна Лозова, Ганна Володимирівна Троцко. – 2-е вид., випр. і доп. – Харків : Освіта.

Виховання. Спорт, 2002 . – 398 с. 6. Матеріали семінару «Скринінг та організація підтримки внутрішньо переміщених сімей та дітей у Київській області» 15-16 квітня 2015р. Проект реалізується Службою у справах дітей та сім’ї Київської обласної державної адміністрації спільно з Міжнародною благодійною організацією «Партнерство «Кожній дитині». –Київ. - 35с. 7. Педагогічна майстерність: Підручник / І. А. Зязюн, Л. В. Крамущенко, І. Ф. Кривонос та ін.; За ред. І. А. Зязюна.

— К.: Вища шк. , 1997. — 349 с. 8. Старостіна О. В, Професійна майстерність у системі підвищення кваліфікації педагогічних кадрів в Англії та України: монографія / Старостіна О. В.; за заг. ред. Семенової А. В. – Одеса: ОП Бондаренко М. О.,2015. -154с. 9. Трубавіна І. М.Методична роботи кафедри в умовах кредитно-модцльної системи: навчально-методичний посібник/ Н. Ю.Кисла, А. Ю.Рижкова, І. М.Трубавіна; за ред. І. М.Трубавіної.- Х.: Вид-во ТОВ «Щедра садиба плюс»,2014.-92с. 10. Трубавіна І. М. Основы эвристической деятельности в управлении / А. В.Троцко, И. Н.Трубавина. – Х. : ХДПУ, 1998. – 219 с. Рецензии: 14.12.2015, 22:15 Рецензия : Рассматривая данную статью необходимо отметить следующие моменты: 1. Исходя из текста статьи сложно оценить актуальность рассматриваемой проблемы.

Автор представления о ней не дает, не ясно является ли повышение квалификации социальных работников Украины вопросом значимым или нет. Читателю, не знакомому с функционированием социальной службы Украины, не понятно, нуждаются ли специалисты этой службы в каком-либо повышении квалификации или не нуждаются. Поэтому оценить актуальность обозначенной проблемы, исходя из текста статьи не представляется возможным. 2. Представляется, что научная статья должна содержать какую-либо научную новизну. Однако, совершенно не ясно, что нового выявил или установил автор. Приведенная автором классификация методов обучения не является его личной разработкой.

В то же время сложно предполагать, что автор первым предложил использовать интерактивные и активные методы в повышении квалификации социальных работников. Очевидно нет, ибо повышение квалификации лежит в рамках андрагогического подхода, а данный подход предусматривает использование таких методов (см. напр. Змеев, Колесникова и др.). 3. Текст статьи явно не соответствует названию. Исходя из названия ожидается анализ специфики профессиональной деятельности социальных работников и примеры адаптации указанных в названии методов к повышению квалификации этих работников. Ничего подобного в тексте статьи не наблюдается.

Там вообще нет специфики анализа профессиональной деятельности работников данной сферы. Исходя из этого, сложно рекомендовать представленную автором статью к публикации в pdf номере журнала. Не очень понятно какой смысл публиковать уже известные классификации методов обучения еще раз. 14.12.2015, 22:18 Рецензия : Актуальность избранной проблематики не вызывает сомнения. Статья написана логично, увлекательно, грамотно и может быть полезна широкому кругу читателей. Рекомендуется к публикации. 14.12.2015, 22:28 Рецензия : Рекомендуется к печати. 14.12.2015, 22:49 Рецензия : Актуальность статьи, раскрывающей возможности и значение использования активных и интерактивных методов обучения в повышении квалификации социальных педагогов и социальных работников Украины, не вызывает сомнения.

Автором проанализирована классическая и современная литература по исследуемой проблеме. Интерес вызывает собственный подход к классификации методов, показ автором их соотношения между собой. Следует отметить учет автором особенностей социальных педагогов и социальных работников при анализе роли заявленных методов обучения в повышении их квалификации. На наш взгляд, статью можно рекомендовать к печати. 16.12.2015, 14:48 Рецензия : Рецензия: Рецензируемая статья, посвящена очень актуальной проблеме. Статья соответствует всем требованиям к написанию научных статей. В статье очень последовательно, доступно, подробно, раскрыты активные и интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации социальных работников и педагогов. Автор выделяет главное, анализирует, обобщает, делает выводы. Статья рекомендуется к публикации.

20.12.2015, 13:19 Рецензия : Статья оригинальна, интересна, полезна для преподавателей и учащихся курсов повышения квалификации. При устранении досадных опечаток м. б. рекомендована к печати. 26.12.2015, 21:17 Рецензия : Тема является актуальной на сегодня. Статья написана на высоком научном уровне. Логично выстроен текст, согласно требований к публикациям. Рекомендуем статью к печати. Комментарии пользователей:

Просмотров: 675