Ключевые теги

Реклама

Реклама

Чтобы приобрести златолит широко применяют в строительстве при отделочных работах в Москве.

Психологические характеристики фостерных матерей

Психологические характеристики фостерных матерейСтатья опубликована в №13 (сентябрь) 2014 Разделы: Размещена 30.09.2014. Последняя правка: 29.09.2014. аспирант, практический психолог Евдокимова Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент УДК 159.923:316.6 Постановка  проблемы  исследования. Актуальность  проблемы исследования продиктована нестабильностью современной социальной ситуации,  возрастанием количества детей,  оставшихся без попечения родителей и женщин, стремящихся к созданию фостерных семей. Опыт первых семейных детских домов показал наличие ряда проблем в воспитании приемных детей как со стороны фостерных родителей, так и со  стороны самих детей,  а именно:  непонимание проблем ребенка, сложности общения и обучения и т. д. Проблема заключается в выявлении таких психологических характеристик приемных матерей, которые способствовали бы эффективной социализации ребенка в фостерной семье и самореализации женщины как приемной матери. Анализ последних исследований. В рамках нашего исследования,  мы считаем  целесообразным,  выделить несколько аспектов материнского отношения, а именно: когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Когнитивный аспект материнского отношения, по нашему мнению, включает когнитивные установки относительно приемной матери, родительские установки относительно приемного ребенка, приемной семьи в целом. Так в исследованиях В. В. Бойко показано, что когнитивный  элемент установки, касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также включает реальный и идеальный образ ребенка  (В. В. Бойко)[2]. Родительские установки и ожидания представлены на трех уровнях:  «мы — родители» касается репродуктивной установки и взаимоотношений супругов-родителей и определяет реальное и желаемое количество детей, а также субъективную удовлетворенность браком; «мы — родители нашего ребенка» касается установок и ожиданий в детско-родительских отношениях и реализуется в стиле семейного воспитания;  «это — наш ребенок» касается установок и ожиданий в отношении детей и находит свое выражение в родительском отношении.

Однако, несмотря на значимость этого исследования, оно не показывает сформированностиЯ-образа Приемной Матери у женщины, создающей фостерную семью.  За кругом рассмотрения остается, прежде всего, двойственность образа приемной матери, его вариативность.  Исследователями  выявлено, что  успешность социализации ребенка вероятнее, если родители  обладают такими качествами как:  эмпатия, открытость, эмоциональность,  коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению. При отборе кандидатов в приемные родители одним из критериев выступает адекватная самооценка. Однако детальный теоретический анализ проблемы показал, что женщина, создающая фостерную семью, ориентирована на Образ Идеальной Матери, что вносит конфликтность в ее самооценку и не способствует формированию целостного Я-образа приемной матери.

  К когнитивному аспекту материнства мы относим и следование мифам о приемных детях (плохая наследственность,  пожизненная благодарность, главное полюбить и. т.д. ) и приемных матерях (сами не смогли родить; взяли из-за денег; неродная мать хорошо относиться не может и т. д.). Проинформированность  приемных матерей о существовании  подобных мифов и уровень следования им рассматривалась в психологической литературе при анализе материнских страхов. В исследованиях Г. Г. Филлиповой выявлено, что ценностно-смысловой блок материнской сферы включает отношение матери к ребенку как к ценности и ценность материнства как состояния «быть матерью»[8]. Учитывая специфику Образа Приемной Матери, мы относим к его когнитивной  составляющей и педагогические знания  женщины, реализующиеся в ее воспитательном воздействии.  Эмоциональный аспект ярче всего проявляется в материнском отношении к приемному ребенку. Е. О. Смирнова, раскрывая специфику родительско-детских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.

Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. В-третьих, особенности родительского отношения изменяется в зависимости от возраста ребенка [8]. В исследованиях Г. С. Абрамовой [1] анализируются  социальные роли отца и матери; И. С. Кон  анализирует родительство через родительские чувства, любовь, привязанность к детям; специфические социальные роли и нормативные предписания культуры;  стиль воспитания.  В исследованиях Г. Е. Сухаревой, Д. Н. Исаева, Г. К. Ушакова показано, что детско-родительские отношения могут носить как позитивный, так и негативный характер, отличаясь дисфункциональностью, что приводит к утрате детьми чувства защищенности и, соответственно, нарушению социальной адаптации [7].По мнению А. Я. Варги и В. В. Столина, родительское отношение  −  система  разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков[3]. Мы считаем, что одним из показателей родительского отношения является направленность локус-контроля. Именно направленность локуса контроля матери на себя или на внешние источники задает стиль воспитания. С другой стороны, если рассматривать фостерную семью как временную группу, то правильнее говорить о  целенаправленном педагогическом взаимодействии воспитателей  с детьми, которое осуществляется в совместной деятельности и общении. В. А. Кан-Калик выделил в качестве стилей взаимодействия общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью воспитанников и воспитателей; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание [4].  Мы учитываем значимость проведенных исследований, однако, считаем, что их недостаточно для описания портрета  Хорошей Приемной Матери, так как они больше предназначены для создания Образа Достаточно Хорошей Матери данной эпохи. Однако уже в этих исследованиях возникает проблема управляемости этих стилей. Так при прочих равных условиях одна мать реализует поддерживающий тип отношений, но при стрессовой ситуации меняет его на доминирующий; другая демонстрирует непоследовательный стиль все время.

Мы предположили, что  это связано с неосознанными установками матери, вызывающими определенные копинг-стратегии и механизмы психологической защиты. Стоит отметить, что механизмы защиты не являются полностью осознанными способами реагирования на стрессовую ситуацию, какой является нарушение динамического равновесия семейной системы с приходом нового ребенка, но они во многом определяют тип реагирования на эту ситуацию, особенно при несформированностиЯ-образа приемной матери. Копинг-стратегии, в отличие от психологических механизмов защиты,  являются элементами сознательного поведения,  с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Другая группа исследователей обращает внимание  на связь высокой личностной тревожности матери, которая  может проявляться  в депрессивных состояниях, с проблемами  социализации ребенка (Г. Орвашел, И. В. Белоусова) [5,6]. Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания: спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания; экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка; «социальная» мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы [7]. Третья группа исследователей выделяет в качестве  основного конструкта материнского отношения мотивационные образования [9]. Однако исследователями чаще всего изучается мотивация усыновления или приема в фостерную семью. Мы считаем, что материнское отношение связано не столько с мотивацией матери создания фостерной семьи, сколько с мотивацией в целом.

Так, приемная мать с альтруистической мотивацией в целом будет руководствоваться указанными мотивами во всех своих поступках, а не при сиюминутном порыве. Таким образом, проведенный анализ психологической литературы позволил выделить основные компоненты материнского отношения приемной матери к приемному ребенку в фостерной семье:  когнитивные конструкты  Я-образа приемной матери, неосознанные семейные паттерны, механизмы психологической защиты  и сознательные стратегии поведения, выраженные в копингах, особенности мотивационной сферы. Изложение основного материала. На пилотажном этапе нами была сформирована выборка испытуемых, в которую вошли  4 группы респондентов общей численностью 180 человек в возрасте от 30 до 45 лет. Первая группа –  воспитатели и обслуживающий персонал  детских домов, имеющие успешный опыт работы с детьми  и стаж не менее  одного года – 36 человек. Вторую группу составили фостерные матери – 94 женщины,  среди них 24 женщины, имеющие опыт  приемного материнства меньше одного года. Имеют  высшее образование – 14 человек, остальные респонденты имеют среднее и среднеспециальное образование, педагогическое образование  имеют – 3  женщины.

Третью группу составляли биологические матери, имеющие успешный опыт воспитания собственных детей – 50 человек. Респонденты  в третью группу набирались согласно экспертным оценкам педагогов, которые  обучали их детей. Сложности при отборе  респондентов носили эпизодический характер и были связаны с субъективным восприятием педагогами образа Хорошей Матери. Исследованное количество респондентов (выборочная совокупность) достоверно представляет генеральную совокупность (матерей, воспитывающих приемных детей на Украине), т. е. исследованная выборка обладает свойством репрезентативности.

В процессе эмпирического исследования  мы придерживались следующей  последовательности действий: 1) определить особенности Я-образа Матери и Воспитателя у респондентов выборки; 2) определить особенности мотивационно-потребностной сферы респондентов выборки; 3) выявить особенности эмоциональной составляющей материнского отношения у респондентов  4) исследовать типы детско-родительских отношений у респондентов выборки;5) исследовать неосознанные элементы  материнского отношения; 6) выделить специфику материнского отношения фостерных матерей к неродным детям;7) выделить группы фостерных матерей в зависимости от специфики материнского отношения к приемным детям. С целью выделения наиболее значимых детерминант, определяющих специфику комплекса личностных характеристик фостерных матерей, мы использовали факторный анализ. Факторизация проводилась по данным, полученным в каждой из исследованных групп. Анализ полученных данных показал, что вариативность психодиагностических показателей достаточно полно описывается в пространстве 5 выделенных факторов. Рассмотрим факторы по степени убывания их веса, что может говорить о степени встречаемости представителей данного типа в исследуемой совокупности. Результаты факторного анализа данных в группе «Педагоги». Метод принципиальных компонент позволил выявить в данной группе следующие факторы. В первом факторе статистически значимый вес (>0,7000) имеют показатели психологических защит, представленные по мере убывания: регрессия (0,816691), вытеснение (0,815125),  отрицание (0,814706), компенсация (0,752202), избегание (0,700362).

Высокий отрицательный вес имеет показатель интернальности семейных отношений (-0,81596072).Во второй фактор вошли (по степени уменьшения веса) показатели: реактивное образование (0,766918292),  мотивация свободы(0,710822425). Таким образом,  у педагогов, имеющих положительный опыт взаимодействия с воспитанниками детских домов и интернатов, преобладают  такие  стратегии психологической защиты как регрессия, вытеснение, отрицание, компенсация, избегание. Педагоги этой группы в ситуациях фрустрации стремятся  заменить решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях, вытесняют неприемлемые для них желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу в  бессознательное. Во взаимоотношениях с воспитанниками чаще всего стараются  найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Отрицают  некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства. Свойственным для респондентов указанной группы является  предотвращение  выражения неприятных или неприемлемых для них мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений, ориентация на труд. В группе «Фостерные матери с успешным опытом воспитания приемных детей» выявлены следующие особенности:  в первом факторе статистически значимый вес (>0,7000) имеют: интернальность в области неудач (0,852200621), мотивация на труд (0,706276393). В третьем  факторе по мере убывания выделены интернальность в межличностных отношениях(0,867121761), психологическая защита «проекция» (0,855030933).

Четвертый фактор составляют интернальность в производственных отношениях (0,867121761), показатель психологической защиты «проекция» (0,855030933). По пятому фактору наибольший удельный вес имеют: показатели психологической защиты «регрессия» (0,812947183) и  «реактивное образование» (0,716704914). Респонденты указанной группы имеют  развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самих себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Мотивированы на труд и считают себя ответственными за организацию собственной производственной деятельности. В межличностных отношениях имеют о себе  представление  как человеке, способном оказывать влияние на партнеров по общению, устанавливать и контролировать неформальные контакты. Склонны неосознаваемые и неприемлемые для себя чувства и мысли приписывать другим людям.  Заменяют  решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях.  Предотвращают  выражение неприятных или неприемлемых для них мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Результаты факторного анализа данных в группе «Фостерные матери с проблемами в  воспитании приемных детей» В группе «Фостерные матери с проблемами в  воспитании приемных детей» в ходе факторного анализа выявлено следующее: в первом факторе наиболее значимый вес имеет показатель психологической защиты «компенсация» (0,733349115). Во втором факторе наиболее весомыми оказались показатели психологических защит вытеснение (0,844918924) и «отрицание» (0,779710138). В третьем факторе наиболее весомым оказывается показатель психологической защиты «разрешение» (0,886486267). Четвертый фактор представлен показателем психологической защиты «проекция» (0,900112106) и интернальностью в производственных отношениях (0,864274251).

По пятому фактору наиболее значимыми выступают интеллектуализация (0,867520836), избегание (0,841306176), регрессия (0,775626965), реактивное образование(0,722824348). Фостерные матери с проблемами в воспитании приемных детей склонны вытеснять из сознания неприемлемые для себя желания, мысли, чувства, ситуации, вызывающие тревогу.  С одной стороны проявляют активную поведенческую стратегию, при которой к стараются использовать все имеющиеся у них личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы; с другой – чаще  всего отрицают наличие проблемных ситуаций в целом, стремятся компенсировать отсутствие или недостаток одного качества другим, путем фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Считают  себя ответственными за организацию собственной производственной деятельности,  но при этом пресекают переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного, подменяют сложные ситуации  более простыми и ищут решения уже этих придуманных ситуаций,  стараются избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Склонны к подмене неприемлемых для себя чувств противоположными. Результаты факторного анализа данных в группе «Биологические матери с успешным опытом воспитания собственных детей». В группе «Биологические матери с успешным опытом воспитания собственных детей» наиболее значимый вес в первом факторе  имеет показатель психологической защиты «компенсация» (0,804662132), затем, по мере убывания,  интернальность в семейных отношениях (0,71780183) и мотивация на труд (0,700500687). В  четвертом  факторе наиболее весомыми оказались показатели психологической защиты  «проекция»  (0,867455905) и интернальность в производственных отношениях (0,850813151). Пятый фактор представлен показателями интеллектуализация (0,867299437) и реактивное образование (0,721600777).

Для группы биологических матерей свойственна компенсация недостаточности одних качеств другими с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Принимают  ответственность  за значимые события, происходящие в семье. Свобода для них является ценностью, стараются не подавлять ее.  Нередко неосознаваемые и неприемлемые для себя чувства и мысли локализуют  вовне, приписывают другим людям. Считают себя ответственными за результаты своего труда в целом, в том числе и за воспитание детей. Ищет возможность при помощи логических установок и манипуляций  избавиться от неприятных мыслей в сложных ситуациях даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Склонны подменять выражение неприятных или неприемлемых для них мыслей, чувств или поступков преувеличенными  противоположными стремлениями.

Выводы. 1.  Наиболее информативным для анализа психологических детерминант, характеризующих специфику личности фостерной матери, является метод оценки статистической значимости компонентов факторной модели исследуемых признаков, позволяющий выделить наиболее значимые особенности. Наибольший статистический вес, по которому мы можем судить о степени влияния данных показателей на личность  фостерной  матери, имеют следующие показатели: стратегии психологических защит, копинги, мотивация. Сравнительный анализ факторов, выделенных в каждой группе,  выявил  общие тенденции в группах фостерных матерей с успешным опытом воспитания приемных детей и успешных педагогов, биологических матерей и фостерных матерей  с проблемами в воспитании приемных детей. 2. Эмпирически выявленные закономерности и личностные особенности фостерной матери  позволяют нам судить об особенностях их материнского отношения к приемному ребенку.  Центральная закономерность личностных тенденций матери может быть сформулирована следующим образом: на формирование оптимального отношения фостерной матери к приёмному ребенку оказывает влияние локус субъективного контроля женщины, ее самооценка себя как фостерной матери, используемый копинг и тип психологической защиты. 1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга. - М.: Академия, 1996.

- 224 с. 2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других./ В. В. Бойко - М.: Филин, 1996. - 472 с. 3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия/ А. Я. Варга - издательство: Речь.- 2001 – 74с. 4. Кан-Калик В. А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования/В. А.Кан-Калик, Г. А.Ковалев// Вопросы психологии. – 1985. - №4. С.9-16. 5. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие./ Р. В. Овчарова// - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с. 6. Ослон В. Н. Социально-психологические проблемы становления института приемной семьи/ В. Н. Ослон // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований / Под ред. М. А. Слюсарянского.

Пермь, 1998. С. 240–241 7. Смирнова Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения/Е. О. Смирнова, М. В.Быкова // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 18—24. 8. Филлипова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие.

/ Г. Г Филлипова - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с. 9. Япарова О. Г. Психологические социальные особенности семей, берущих на воспитание приемных детей / О. Г. Япарова //Процессы модернизации отечественного образования. Материалы ХIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». СПб.: Издательство Политехнического университета, 2007. – С. 405-408. Рецензии: 30.09.2014, 11:39 Рецензия : Материал структурирован, актуален.

исследование проведено и описано грамотно. Рекомендовать к печати. 30.09.2014, 16:26 Рецензия : Материал статьи отличает актуальность, эмпирическая значимость результатов. Можно рекомендовать к публикации. 30.09.2014, 19:00 Рецензия : Статья логически выдержана. Актуальна. Соответствует квалификационным требованиям. Рекомендуется к печати 30.09.2014, 19:02 Рецензия : Статья написана в соответствии с основными требованиями. Рекомендуется к печати 29.01.2015, 11:02 Рецензия : Качественная проработка научной проблемы.

Рекомендовать к печати. Комментарии пользователей:

Просмотров: 415