Ключевые теги

Реклама

Реклама

Авионика, электрооборудование и системы управления

Авионика, электрооборудование и системы управленияРазделы: Размещена 07.07.2015. Последняя правка: 06.07.2015. Авионика, электрооборудование и системы управления Научный руководитель: Бакеев Булат Вадутович, доцент кафедры Экономики и Управления на Предприятии Казанского Национально Исследовательского Технического Университета имени Андрея Николаевича Туполева УДК 623.1/.7 Данная статья посвящена изучению проблемы построения бортового радиоэлектронного оборудования гражданских самолетов на основе принципов интегрированной модульной авионики. Слово авионика образовано от сочетания слов – авиация и электроника, и представляет собой совокупность электронных систем, которые разработаны для использования в качестве бортовых устройств. В авиационной промышленности РФ понятие бортовое оборудование летательных аппаратов (ЛА) давно разделено на авиационное оборудование (АО) и бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).

Большинство систем АО имеют в своем составе электронные компоненты и узлы, но во время эксплуатации не используют радиоволны, в то время как, БРЭО в своей работе использует прием и излучение радиоволн. Проблема построения БРЭО на основе принципов ИМА очень актуальна, так как в настоящее время в России ведутся работы по созданию комплекса бортового радиоэлектронного оборудования перспективного семейства гражданских самолетов, обеспечивающего решение навигационно-пилотажных задач летным экипажем, состоящим из двух человек. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) предназначен для решения следующих задач: — контроля полета и формирования предупреждающей, уведомляющей, аварийной сигнализации и т. д. Принципы интегрированной модульной авионики. В основе комплекса бортовой аппаратуры для разрабатываемых гражданских самолетов предполагается использовать информационно-управляющую среду (ИУС), создаваемую на основе принципов интегрированной модульной авионики (ИМА). Идеология интегрированной модульной авионики предусматривает использование при создании БРЭО единого набора аппаратных и программных ресурсов, которые легко настраиваются и адаптируются к многофункциональным задачам. Этот набор образует платформу, которая обеспечивает функционирование в соответствии с заданными требованиями по безопасности и по функциональности самолета. Информационные потоки БРЭО. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета должно обеспечивать следующие функции: представление экипажу в удобной для восприятия форме объективной информации, необходимой для выполнения полета. Особенностью информационных потоков является разнородность информации, как по интерфейсам, так и по протоколам ее передачи (интерфейсы и протоколы определяются сопрягаемыми с ИУС системами). — аппаратная и функциональная интеграция бортовых вычислительных систем и датчиков, автономных и радиотехнических систем навигации, систем связи; — открытость архитектуры, обеспечивающей возможность наращивания и модернизации комплекса; — внутрипроектная унификация как аппаратных средств, так и программного обеспечения.

Элементы ИМА унифицированы по конструктивному исполнению, электрическим и программным интерфейсам. В соответствии с принципами ИМА весь комплекс бортового оборудования (КБО) реализует следующие функции: — бортовой связи.  — высокую надежность комплекса БРЭО, — удобство в эксплуатации и обслуживании ИУС, — высокий уровень унификации аппаратной составляющей ИУС и программного обеспечения, — простоту модернизации и наращивания решаемых комплексом БРЭО задач (также упрощается интеграция новых систем). Реализацию задач пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) предлагается осуществлять на аппаратных средствах ИУС в рамках единого подхода к разработке программного обеспечения. Разработка современных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования проводится в целях повышения надежности комплекса, а также минимизации затрат на разработку, сертификацию и эксплуатацию. Для достижения этих целей предусматривается: — минимизация количества связей (упрощение кабельной сети) и введение унифицированного канала передачи информации, допускающего простое масштабирование (наращивание количества абонентов) и реконфигурацию; — конструктивная и интерфейсная унификация вычислительных ресурсов.   На основе анализа состояния, тенденций и перспектив развития бортового оборудования (БО) ЛА в России и за рубежом, научно-технических исследований, выполненных в этой области, и опыта разработки бортовых комплексов гражданских самолетов всех классов предложена практическая методология интеграции БО. Из анализа задач функционирования самолета, вычислительных процессов, процессов информационного обмена и опыта разработок бортовых комплексов предложена структура БРЭО, базирующаяся на отказоустойчивой бортовой локальной вычислительной сети на основе высокоскоростных мультиплексируемых и радиальных каналах со стандартизованными подключениями. — высокую надежность (резервирование на борту самолета обеспечивается двухконтурностью системы обработки данных, вычислительного ядра и индикации);  — масштабируемость, позволяющую без изменения структуры БРЭО модернизировать и/или адаптировать БРЭО к конкретному типу самолета. Предлагаемый системный подход к обеспечению отказоустойчивости БРЭО — основа безопасности и точности полетов, повышения качества и снижения стоимости отработки и сертификации, а также уменьшения эксплуатационных расходов в течение жизненного цикла самолета.

1. Авиационная радионавигация. Справочник / Под ред. А. А. Сосновского. М.: Транспорт, 2011. 264 с. 2. Алексеев Ю. Я., Бенев В. Н., Ефимов В. А., Каверин С. Н., Татарский Б. Г. Авиационное радиоэлектронное оборудование / Под ред. В. А. Ефимова. М.: Изд-во ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 2013.

230 с. 3. Антонов О. К. Планеры. Самолеты: Наукова Думка, 2012. 503 с. 4. Лазмутов В. М. Самолеты//Гражданская авиация, 2013, № 10. Рецензии: 7.07.2015, 13:28 Рецензия : "Статья" скорее представляет собой констатацию и цитирование известных фактов, отражающих при этом весьма поверхностную (обывательскую) информацию. Про отсутствие ссылок на источники, иллюстративный материал и аналитический аппарат вообще молчу. Очередная "статья" на авось. Не рекомендуется к печати.

7.07.2015, 22:00 Рецензия : Материал более похож на реферат. Нет научной ценности. Отсутствует личный вклад автора. Нет обоснованных выводов. Не рекомендуется к печати. Комментарии пользователей:

Просмотров: 595