Ключевые теги

Реклама

Реклама

ФЕНОМЕН ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ И БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ФЕНОМЕН ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ И БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗСтатья опубликована в №17 (январь) 2015 Разделы: Размещена 16.01.2015. Последняя правка: 20.01.2015. Никишина В. Б. заведующая кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета, доктор психологических наук, профессор; Карташова Т. О., Лысых А. А., студентки 4 курса факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета УДК 159.9 Поведение как объект психологического анализа попадает в поле научно-исследовательского интереса с конца 19 века.  За более чем столетнюю историю исследований поведение изучается как со стороны его структурной организации, видовой специфики, нормы и патологии его проявления. Деструктивное поведение, являясь одновременно и качественной характеристикой, и видом, и способом его организации, исследуется через сопряжение с агрессивным, девиантным, делинквентным, криминальным поведением и т. д. Таким образом, с одной стороны сложилась глубокая исследовательская традиция в изучении деструктивного поведения, с другой стороны противоречия и многозначность исследовательского материала не дает возможность осуществлять критериально-сравнительную оценку изучаемого феномена. [14] Целью исследования является библиометрический и категориально-понятийный анализ для изучения степени разработанности феномена деструктивного поведения в отечественной психологии в период 2004-2013гг. Объект исследования - деструктивное поведение. Определение степени научной разработанности проблемы изучения деструктивного поведения осуществлялось с использованием метода библиометрического анализа количественных и качественных показателей информационного пространства психологических исследований [7], анализ осуществлялся  на базе информационного пространства «eLIBRARY» [16] по ключевым словам «деструктивное поведение» в период с 2004 по 2013 год. Общий объём исследований в системе РИНЦ составляет 4,59%, что говорит о малой освоенности данного вопроса.

Выявлена неравномерность распределения частот исследовательской активности в период с 2004 по 2013 гг. (рис.1). Рис.1 Гистограмма частот публикационной активности  феномена деструктивного поведения на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг. С 2004 по 2006 гг. отмечается не проработанность проблематики данного феномена. Анализ динамики публикационной активности в направлении изучения феномена деструктивного поведения за период 2004-2013 гг., указывает на интенсивный рост количества публикаций, начиная с 2007 года. По содержанию представленные научные публикации за период 2004-2013 гг. преимущественно носят теоретический характер 75,4%, доля исследований эмпирического характера составляет 24,6%. В рамках библиометрического анализа осуществлялось тематическое секторирование научных публикаций по проблеме деструктивного поведения (рис.2). Рис.2 Диаграмма долевого распределения проблемологического анализа феномена деструктивного поведения на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг. В результате секторирования анализируемых научных исследований были выделены следующие группы: факторы возникновения деструктивного поведения; коррекция, прогноз, профилактика; феноменология; теоретико-методологический анализ; разработка методики. Преобладающим направлением исследования деструктивного поведения является анализ факторов возникновения, включающие в себя: личностные особенности (39%), влияние профессиональной деятельности (24%), психологическое воздействие (19%), детско-родительские отношения (11%), трудности адаптации (3%), физиологические процессы (2%), параметры межполушарной ассиметрии (2%). Значимая роль отводится феноменологии, коррекции, прогнозу и профилактике. С целью систематизации содержания понятия «деструктивного поведения» был проведен категориально-понятийный анализ, осуществляющийся  на базе информационного пространства «eLIBRARY» [16] в период с 2004 по 2013 год. Оценка осуществлялась по ключевому словосочетанию «деструктивное поведение». На основании результатов библиометрического анализа была сформирована подборка научных публикаций, теоретико-методологического характера, на которой был проведен категориально-понятийный анализ Весь объем исследований, описывающих содержание феномена деструктивного поведения в рамках категориально-понятийного анализа, был разделен на 2 группы.

Ряд авторов использует раннее данные определения понятия «деструктивное поведение» (Е. В. Ермасов; С. С. Богдан; Л. Г. Гребенщикова; Н. В. Майсак; Р. В. Бисалиев, А. С. Кубекова, А. В. Хаджимурадов) (табл.1); другие авторы предлагают своё понимание этого феномена (В. Б. Куликов, К.В. Злоказов; Ю. А. Клейберг; Н. Н. Кошкарова, С.Г. Нестерцова; Н. Н. Ниязбаева; В. Ц.Цыренов; Л. Г.Гребенщикова; З. К. Давлетбаева; Е. В. Ермасов; С. О. Ларионова) (табл.2). Таблица 1. Категориально-понятийный анализ понимания феномена деструктивного поведения в различных психологических направлениях, осуществленный на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что большее количество авторов используют в качестве методологического основания интегративный подход, в единичном случае используется гуманистический подход.   Таблица 2. Категориально-понятийный анализ авторских определений феномена деструктивного поведения, осуществленный на базе информационной системы «eLIBRARY» в период 2004-2013 гг. Обобщая данные категориально-понятийного анализа, можно сделать вывод, что деструктивное поведение является социально-психологическим явлением, которое характеризуется у всех авторов разрушительностью и негативным воздействием на окружающий мир и самого себя. В ряде работ деструктивное поведение выступает синонимом агрессивному поведению. 1.В результате использования библиометрического метода, была выявлена интенсивная положительная динамика исследовательского интереса к феномену деструктивного поведения. 2. В результате использования библиометрического метода, выявлено, что основное внимание в изучении деструктивного поведения сосредоточенно на факторах его возникновения.

3. В результате использования библиометрического метода установлено, что проблема профилактики и коррекции деструктивного поведения по-прежнему является актуальной (24,6% исследований эмпирического характера, в сравнении с 75,4% исследований практического характера). 4. В результате категориально-понятийного  анализа выявлено, что большинство авторов, обращаясь к пониманию содержания деструктивного поведения, дают собственное определение, что связанно с отсутствием единой теоретико-методологической концепции. Отмечается отсутствие содержательной дифференциации терминов «агрессия» и «деструктивное поведение». 1. Бисалиев, Р. В., Кубекова, А. С., Хаджимурадов, А. В. Агрессивное поведение в структуре соматических расстройств / Бисалиев, Р. В., Кубекова, А. С., Хаджимурадов, А. В. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 5. С. 619. 2. Богдан С. С. Экзистенциально-гуманистический подход к проблеме человеческой деструктивности.

/ С. С. Богдан // Система ценностей современного общества. -2010. № 16. С. 42-46. 3. Гребенщикова Л. Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение / Л. Г.Гребенщикова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 19. С. 61-67. 4. Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение: понятийный аспект. / З. К. Давлетбаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2011.

№ 6. С. 190-198. 5. Ермасов Е. Типология переживания стресса в условиях изоляции./Е. Ермасов// Социальное пространство развития личности. – 2011.№1.С.92-118 6. Клейберг Ю. А. Типология деструктивного поведения. /Ю. А.Клейберг//Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2008.№1. С.130-135 7. Кошкарова Н. Н., Нестерцова С. Г. Индивидуализация обучения как средство контроля над речевой агрессией педагога / Н. Н. Кокарова, С. Г. Нестерцова // Система ценностей современного общества.

– 2010. №12. С. 345-351. 8. Куликов, В. Б., Злоказов, К. В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект /В. Б. Куликов, К. В. Злоказов// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3. С. 89-92. 9. Ларионова С. О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С. О. Ларионова // Фундаментальные исследования.

-2013. № 1-1. С. 90-94. 10. Лысак И. В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. – 160с. 11. Лысак И. В. Человек – разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. – 55с. 12. Майсак, Н. В., Великанова, Л. П. Девиативные тенденции в профессиях: сравнительные аспекты / Н. В. Майсак, Л. П. Великанова // Фундаментальные исследования. – 2013.

№ 10-4. С. 879-885. 13. Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальные основания отчуждения личности в педагогическом взаимодействии. / Н. Н.Ниязбаева // Мир науки, культуры, образования. – 2010.№5. С.80-82 14. Никишина В. Б. Деструктивные семейные отношения как фактор возникновения нарушений психического развития у детей. / В. Б.Никишина // Ярославский педагогический вестник.

- Ярославль,2003.- №3-4(№37). –С.101-105 15. Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема /В. Ц. Цыренов // Вестник Бурятского университета. Серия 7, Педагогика. – Улан-Удэ: БГУ, 2010. – вып.1. – С. 49-54. 16. [ http://elibrary. ru/defaultx. asp ] Рецензии: 16.01.2015, 9:07 Рецензия : Деструктивное поведение личности класическое проявление в процессе социализации личности. Статья рекомндуется к печати. Основания: 1.Значимость проблематики на основе выраженной поведенческий модели.

2.Ясные и контролируемые границы кореляционных взаимодействий в процессе диагностического анализа. 3.Активная методологическая база для методологического планирования проблематики. Корекции: 1.Нужно ясно диференцировать динамику и статистическая категоричность результатов по отношению приложение двух коренно различных методов-категориално-понятийный и библиометрический. 2.По существу предлагаю в дальнейшем использовать понятие социометрическое диагностицирование деструктивного поведения и проявления личности в процессе ее социоализации. 3.Нужно так же иметь в виду и факт что библиометрический метод обычно называют контент-анализом на основе наличия специфического конструкта. В данном случае принос к данной проблематики группой изследователей? 4.Нужно обратить внимание и на процессе пропедевтики деструктивного поведения на основе институциональности проблематики. 16.01.2015, 19:55 Рецензия : Статья написана в лучших традициях научного исследования.

Рекомендуется к печати 17.01.2015, 9:26 Рецензия : Тема значима и актуальна. Положения работы опираются на серьезную научную базу. Рекомендуется к публикации. Комментарии пользователей:

Просмотров: 327