Ключевые теги

Реклама

Реклама

Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обучения

Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обученияСтатья опубликована в №17 (январь) 2015 Разделы: Размещена 19.01.2015. кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России УДК 377.018.48 В условиях кризисных явлений в экономике особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала промышленных предприятий. Одним из перспективных направлений развития кадрового потенциала является организация корпоративной подготовки сотрудников предприятия.  Под корпоративной подготовкой в нашем исследовании понимается  процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации потенциального и существующего персонала предприятий (организаций) в условиях взаимодействия образовательных структур предприятий (организаций), образовательных организаций основного и дополнительного профессионального образования (любого уровня), а также научных учреждений единой отраслевой направленности.  В рамках проведенного научного исследования Корчагин Е. А., и  Сафин Р. С. выделяют признаки корпоративного образования такие как: содержание образования определяется текущими задачами производства, отсутствие выбора содержания, форм, методов и средств обучения, директивная образовательная траектория специалистов, отмечая при этом, что в настоящее время корпоративное образование, в большинстве случаем, управляется распоряжениями сверху, и направлено на разрешение актуальных задач производства, вследствие чего не обеспечиваются условия для самообразования, саморазвития и самореализации человека [2]. Одним из направлений организации корпоративной подготовки специалистов является разработка адекватного методического инструментария, соответствующего той образовательной технологии, которая взята за основу для формирования системы корпоративной подготовки. В нашем исследования системообразующим фактором корпоративной подготовки является модульная технология обучения в рамках которой содержание учебного материала структурировано на ряд отдельных логически завершенных единиц, адекватных операциям профессиональной деятельности подготавливаемого сотрудника предприятия. В европейской концепции «Модули трудовых навыков» (МТН-концепция) такие логически завершенные элементы содержания получили название модульных блоков [3]. Каждый модульный блок подразделяется на ряд шагов, адекватных действиям по выполнению отдельной операции профессиональной деятельности, а каждому шагу приводится в соответствие строго определенный спектр навыков формирование которых ведется средствами модульного обучения.

Основным средство обучения в МТН-концепции является учебный элемент, который представляет собой брошюру, состоящую из трех разделов: - координирующий (приводятся цели учебного элемент, необходимое оборудование и перечень предшествующих учебных элементов); - информационный (приводится учебная информация, структурированная следующим образом: слева приводятся  текстовые абзацы, справа – иллюстрация, поясняющая текстовый абзац); - контролирующий (приводится контрольный тест по учебному элементу или перечень контрольных заданий, который обучаемый должен выполнить в присутствии инструктора) [2]. В нашем исследовании использована идея компоновки учебного элемента, раскрытая в МТН-концепции. Формирующий эксперимент проводится  в учебном центре ОАО «Металлургический холдинг» и включал в себя подготовку рабочих по профессии «Токарь». В рамках эксперимента с использованием разработанного методического обеспечения подготовка велась на примере обучения будущих токарей обработке деталей типа «Вал». Следует отметить, что в рамках ОАО «Металлургический холдинг» токарная обработка деталей типа «Вал» занимает до 40 % времени токарных работ. В процессе токарной обработке ступенчатых валов у обучаемых формируются умения и навыки обработки наружных цилиндрических и торцовых поверхностей, а также умения и навыки наладки и настройки станка. Поэтому можно предполагать, что этот курс интегрирует в себе основные знания, умения и навыки в области токарных работ, что позволяет говорить о формировании в рамках этого курса профессиональной компетентности станочника. С точки зрения формирования профессиональной компетентности рабочего – токаря в условиях корпоративной подготовки, целесообразно  изучение курса  токарной обработки валов вести по модульной программе, состоящей из двух модульных блоков: «Токарная обработка ступенчатых валов с применением операционных технологических карт» и «Токарная обработка ступенчатых валов с разработкой операционной технологии их изготовления». Каждый модульный блок состоит из инвариантной и вариативной части.

Инвариантная часть включает в себя  пакет учебных элементов всех категорий, содержащих необходимые теоретические положения и руководства к действию обучаемых по подготовке к процессу обработки. Инвариантная часть ориентирована на формирование знаний по теоретическим основам обработки валов, умений и навыков по наладке и настройке станка. Вариативная часть включает в себя пакет из учебных элементов категории 02 – деятельность, содержащих руководства к действию обучаемых по реализации процесса обработки. Вариативная часть ориентирована на формирование практических умений по обработке валов. После усвоения каждого учебного элемента производится текущий контроль в виде тестового задания. После усвоения каждого модульного блока производится промежуточный контроль.

Результаты контроля заносятся в документ «Спецификация обучаемых». Каждому обучаемому предоставляется индивидуальное рабочее место для теоретического и практического обучения. Экспериментальная апробация разработанной модульной программы подготовки токарей – универсалов показала 100 % результативность (сформированность соответствующих знаний, умений и навыков), что вполне подтверждает эффективность разработанной технологии и разработанных учебных элементов – основного инструментария разработанной технологии, что вполне соответствует возможностям модульного обучения.  1. Корчагин Е. А., Сафин Р. С. Взаимосвязь институционального и корпоративного профессионального образования: Научно-образовательный курс (при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы в рамках реализации мероприятия № 1.2.1. Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук, грант 2012-1.2.1-12-000-3005-011) Казань. – 2013. – 57 с. 2. Мирошин Д. Г. Применение модульных технологий для формирования творческого потенциала рабочих в условиях учебных центров предприятий // Право и образование, 2008. - №6. – С. 52 – 55 3. Мирошин Д. Г. Костина О. В. Модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86 - 92 Рецензии: 20.01.2015, 0:58 Рецензия : Хорошо продуманная технология и оттого полезная в практике.

Рекомендуется к печати. 21.01.2015, 14:27 Рецензия : РЕЦЕНЗИЯ на статью кандидата педагогических наук, доцента ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России Мирошина Дмитрия Григорьевича «Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обучения» Статья Мирошина Д. Г. «Опыт разработки и применения модульной программы подготовки токарей в условиях корпоративного обучения» посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной компетенции работников в условиях корпоративной подготовки. Авором предлагается модульная технология обучения для подготовки рабочих по профессии «Токарь». Описывается опыт применения инструментария модульной технологии – учебных элементов для формирования профессиональной компетенции рабочих по профессии «Токарь». Особое внимание автор концентрирует на организацию корпоративной подготовки сотрудников предприятия.

Под корпоративной подготовкой автор подразумевает процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации потенциального и существующего персонала предприятий (организаций) в условиях взаимодействия образовательных структур предприятий (организаций), образовательных организаций основного и дополнительного профессионального образования (любого уровня), а также научных учреждений единой отраслевой направленности. Организацию подготовки сотрудников предлагается проводить на основе концепции «Модули трудовых навыков», которую можно отнести к инновационным технологиям образования. Статья написана на высоком научном уровне с использованием соответствующего тематике терминологического аппарата. Можно выразить пожелание к автору – представить результаты эксперимента для более глубокого понимания эффективности заявленной методики. Таким образом, статья написана научным языком, доказательна, приведенная аргументация и эмпирические данные не вызывают сомнений. В ней четко обозначен личный вклад автора в решение заявленной научной проблемы. Статья рекомендуется к публикации в журнале «SCI-ARTICLE.

RU». Рецензент: кандидат физико-математических наук, доцент кафедры методики преподавания физико-математических дисциплин и информационных технологий в обучении Бердянского государственного педагогического университета Сычикова Я. А. Комментарии пользователей:

Просмотров: 269